Rambler's Top100

ВЕДЬМА: ГЛАВНАЯ  ВЕДЬМИНА ШКАТУЛКА  ВЕДЬМИН КОТИК    ВЕДЬМИНА КУХНЯ   ВЕДЬМИНЫ ПАУЧКИ  ВЕДЬМИНЫ КАРТЫ  ВЕДЬМИН ЧУЛАНЧИК 
 ВЕДЬМИНА БИБЛИОТЕКА  ВЕДЬ МИН ПАТЕФОН    ВЕДЬМИНА ГАЛЕРЕЯ  ВЕДЬМИНЫ СОСЕДИ  ВЕДЬМИНЫ ТОВАРКИ ВЕДЬМИНА КРАСОТА ВЕДЬМИН СИНЕМАТОГРАФ 

ВЕДЬМИНО ПОМЕЛО,  МЕТЛА ИЛИ ВЕНИК

 Фото найдено ozerova77 у _kitt_
 Материалы представили Modjanka и Галина Ведьма

Метлу выбрать или веник - это дилемма похлеще конфликта западников со славянофилами. Веник компактнее "домашний" такой вариант. Метла - явно аэродинамичнее, посадочных мест больше. На ней - опять же Гарри Поттер летает :-)
А помело - это веник, метла или вообще экзотический фрукт?

Хотя мне лично идея со ступой кажется более удобной. :-) Там и для кошки место есть.
Можно конечно пылесос, но за его летные и магические способности не поручусь - уж слишком в нем железок много. Ведьма по идее Галины Ведьмы решила попробовать если не разобраться в роли и значении веника и метлы раз и навсегда, то попытаться с помощью коллег. :-) 

ВЕНИК  МЕТЛА
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕТЛЫ (НОВОЕ)
ТЕПЕРЬ О МЕТЛЕ 

( авторский материал представлен прибалтийской коллегой Modjanka, как и раздел об изготовлении метлы)

Всем известно что метла непременный атрибут ведьмы. А еще, ходят слухи, что ведьмы на ней летают. Правда я сама не пробовала… Откуда взялись эти байки? Что это за символ такой - метла? Для чего на самом деле она нужна ведьме? И как ее сварганить в домашних условиях?

В один прекрасный день мне очень захотелось метлу, и я задалась всеми этими вопросами разом. Как оказалось, о метлах я знаю крайне мало. Ничтоже сумняшеся полезла я в Гугл, искренне надеясь на высший разом всемирной паутины. Выяснилось, однако, что знания в Гугле рассеяны, обрывочны и временами неточны. Вот тогда я решила заняться этим вопросом вплотную. И для себя некоторые вопросы прояснить и для друзей-знакомых памятку про метлы составить.

Начнем с символики, функций и истории вопроса.

 Поднимите руки, кто из вас не читал в детстве сказок? Уточню. Русских народных сказок?

Как вы, я полагаю, помните, метла – важный инструмент в руках Бабы Яги. О столько колоритной персоне написано много, но я кое-что повторю. Даль в своей работе «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа» писал следующее: «Бабу-ягу (польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято считать страшилищем, верить в которое пристало лишь малым детям. Но еще полтора века назад в Белоруссии в нее — страшную богиню смерти, губящую тела и души людей,— верили и взрослые. И богиня эта — одна из древнейших. Этнографы установили ее связь с первобытным обрядом инициации, справлявшимся еще в палеолите и известным у самых отсталых народов мира (австралийцев).

  Для посвящения в полноправные члены племени подростки должны были пройти особые, порой тяжелые, обряды — испытания. Исполнялись они в пещере или в глухом лесу, близ одинокой хижины, и распоряжалась ими старая женщина — жрица. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» испытуемых чудовищем и их последующего «воскресения». Во всяком случае, они должны были «умереть», побывать в потустороннем мире и «воскреснуть».
 По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот.» Некоторые однако, считают что Яга не летает… а просто очень быстро бегает и при этом «помелом себя бьёт, чтобы шибче бежать».

  Вернемся опять к словам Даля: «Яга — могущественная колдунья. Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада: «Ты хочешь идти в пекло? Я — Ежи-баба»,— говорит Яга в словацкой сказке. Лес для земледельца (в отличие от охотника) — недоброе место, полное всякой нечисти, тот же потусторонний мир, а знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир, потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Героев сказки она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и только самый сильный и храбрый герой одолевает ее и спускается в преисподнюю. При этом всем Яга имеет черты повелительницы Вселенной и выглядит какой-то жуткой пародией на Мать Мира. Яга — тоже богиня-мать: у нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, котел) — орудия женского труда.». Даль не поясняет, но у этих атрибутов есть и иное – сакральное значение.   Ступа  - символ женского начала, но так же и обрядного умерщвления — «перемалывания», котёл - символ обновления и Возрождения. А метлой  она заметает следы — стирает память и отсекает прошлое. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем…» (см. дальше про Китайскую богиню.). По некоторым поверьям, Яга мохнатая и волосатая. Если копнуть чуть глубже, то выползает одна любопытная деталь – Баба Яга одета в белые одежды – в цвета траура у славян… Согласно русским народным сказкам, одна из ног Бабы-Яги — «костяная», то есть мёртвая, что опять-таки указывает на ее связь с миром мёртвых.

Откуда у Яги такое странное имя? Тут мнения исследователей расходятся… Некоторые полагают, что она произошло от русского «ягать» - кричать, вопить (при родах в том числе). Некоторые предполагают, что Яга произошло от слова яглый – ярый, ревностный, быстрый. Другие исследователи склонны возводить Имя Яги к санскритскому яджня, или ягья, означающему «жертвоприношение», что в принципе очень и очень созвучно с тем, что писал Даль.

Заболталась я о Яге,  пора переходить к другим персонажам…

  Метла как важный атрибут присутствует у такой забавной богини как Тласолтеотль. Вот что говорит об этом Викепедия: «Тласолтеотль (Tlazolteotl, Tlazolteotli) — одно из древнейших божеств Мезоамерики «Пожирательница грязи (экскрементов)», ацтекская богиня. В мифологии ацтеков она олицетворяет очищение от недозволенных страстей, похоти, наслаждения и разврата. Согласно верования ацтеков, Тласолтеотль приходила к умирающему и очищала его душу, поедая всю «грязь». Отсюда её имя — пожирая нечистоты (грехи).

Ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у племени хуастеков. На побережье Мексиканского залива она была известна как Цинтеотль («богиня крестца»). Её ипостасями считались богини Тоци («наша бабушка» NB! Как и в случае с Ягой – старуха. Связь на лицо, не так ли?), Тлалли-ипало («сердце земли»), Тлаелькуани («пожирательница грязи»), Ишкуина, Тетеоиннан («мать богов»), Чикунави-акатль («девять тростник»). Изображалась Тласольтеотль в одежде из хлопка, с обнажённой грудью (NB! У Бабы Яги тоже часто обнажена грудь, причем она обвислая до колен). Её отличительные признаки — носовая вставка в виде полумесяца, головной убор из перьев перепёлки с двумя торчащими веретенами, жёлтая окраска лица; коралловая змея или окровавленная верёвка на её шее, очевидно, символизировала похоть. Её символ — метла из камыша, которой символически выметались грехи.

Скотт Каннигем в своей книге «Магия в вашем доме» пишет о том, что в Китае существовала богиня метлы Сяо Чинь Нянь или Сяо Чинь Нянь Нянь (Sao Ch'ing Niang или Sao Ch'ing Niang- Niang). Известная, как Дама с Метлой, она жила на Звезде Метлы Сяо Чоу (Sao Chou), и предсказывала хорошую погоду. Когда дождь продолжался слишком долго, крестьяне вырезали из бумаги метлу и  прикрепляли ее на дверь или на забор, чтобы вызвать хорошую погоду и солнце. Эти бумажные метлы взывали к помощи Дамы с Метлой (При сравнении с Бабой-Ягой прослеживается некоторая аналогия, не правда ли?).

Метла (или веник) присутствует в образе богине Дхумавати (от санскр. дхума — «дым», и вати — «несущая») — одна из Даша-Махавидья (от даша — «десять», и махавидья — «великое знание»), Десяти Проявлений Единой Вселенской Силы (Шакти), наполняющей Собою всё сущее. Согласно Прапаньчасāрасара-санграхе: «Богиню (Дхумавати) следует представлять следующим образом. Цвет Её лица подобен чёрным тучам, собирающимся во время растворения Космоса. Лицо Её покрыто морщинами, а нос, глаза и горло — как у вороны. Она носит метлу, веялку, факел и дубинку. Выражение Её лица — злобное. Она очень стара и одета в обыкновенное платье нищенки. Волосы Её растрёпаны, груди высохли и сморщились. Она безжалостна. Она хмурит брови».

Итак, метла – это атрибут Жрицы и Богини, основная функция которой – мести. Баба Яга заметает следы, стирает память… (К примеру: Поутру пробудилась баба-яга — паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню; во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает). Ацтекская богиня выметает грехи. Китайская судя по всему метет тучи.

Так или иначе, метла инструмент существа, стоящего (или ходящего) между мирами – «тем» миром и этим. И обращаться с ней следовало с осторожностью. В мифологическом сознании людей метла, создавая чистоту в доме, создавала чистоту и сакрального мира: изгоняла злые силы, нечисть и т. п. В то же время, соприкасаясь с грязью, мусором, она превращалась сама в орудие порчи. Кроме того ведьма могла влететь в дом, превратившись в метлу. Я была удивлена, узнав, что метлой называли комету – предвестницу потрясений и катастроф. Но в принципе, в общий смысловой ряд этот символ вписывается вполне органично, как символ переустройства. Не даром же возникла поговорка о том, что новая метла по-новому метет.

Если для славян и европейцев характерна двойственность этого символа, то у народов дальнего востока, преобладает положительный аспект. У китайцев метла означает мудрость, проницательность и устранение всех невзгод и трудностей. В трактовке японцев метла – символ очищения. Хотя, тут отличились корейцы. По их поверью, если чрезмерно долго пользоваться веником, то он может превратиться в одноногого беса Токкэби.

С точки зрения дедушки Фрейда, метлу можно рассматривать и как фаллический символ. Да, представьте себе классическое изображение ведьмы – обнаженная, крепко сжимает ногами черенок метлы… - простор извращенному воображению!

Стоит отдельно подчеркнуть, что метла, как летательный аппарат в древних сказаниях не фигурирует. Во всяком случае, я таких упоминаний не нашла. Если найдете – поправьте меня. Но столь же явно, что метла - это своего рода проводник. Или атрибут проводника, благодаря которому можно попасть в другой мир.

Очевидно, что фантазии об обнаженных ведьмах летающих верхом на домашней утвари возникли не на пустом месте. Одна из теорий гласит, что образ этот восходит к древности, когда язычники исполняли ритуалы, связанные с плодородием, чтобы посевы дали богатый урожай. Они садились на метлы, жерди и вилы и скакали на них, танцуя и подпрыгивая высоко в воздух. Христиане же, все переиначили.

Метлу так же можно рассматривать как аналог волшебного посоха. Ну а поскольку посохи во многих традициях считались отростками Мирового дерева, то и метлу можно рассматривать как вариацию на тему символа Иггдрасиля.

Итак, подводя итоги первой части можно смело сказать, что основные функции метлы в магии это:

·        быть предметом-проводником между двумя мирами,

·        заметать следы (закрывать за собой дорогу, не давая, потусторонним обитателям попасть в мир живых по проторенной ведьмой дорожке),

·        мести -  выметать дурное,  «вметать» хорошее.

 

Традиции, суеверия и обряды

В народе бытует множество поверий, легенд и суеверий так или иначе связанных с метлами. Кстати, метлу иногда называют помелом. В принципе, это несколько разные вещи, несмотря на то, что функции у них примерно одинаковые, да и в обрядах  они могут заменять друг друга. Однако, мудрая ведьма путать эти понятия не будет. Словарь суеверий дает следующее определение: Помело – это приспособление для подметания пода печи, чтобы очистить его от угля и золы перед посадкой хлебов в печь. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. Вот кстати, в русской традиции в обрядах чаще все-таки применялось помело, а в европейской – метла.

Ниже приведены некоторые, на мой взгляд, наиболее интересные русские традиции связанные с помелом (информация взята с сайта http://www.sueverija.narod.ru). «В свадебной обрядности в Курской губ. отец жениха или выбранный им сват связывали помело с кочергой перед сватовством, что бы свадебный союз был крепким и надежным. Использовали помело в свадебном обряде и во время так называемых «умывок», когда свахи, наряженные чучелами, вымазанные сажей и с помелом в руках (иногда верхом на лошади), шли по деревне с кличем: «Идите нашу молодую умывать!», а также в обряде бани для молодых в первый послебрачный день. Кроме того, помело использовали в святочных гаданиях о замужестве. На Русском Севере девушки насыпали овес под помело у печки и заклинали: «Во сне хочу увидеть своего суженого». В субботу на масленичной неделе в Тульской, Пензенской и Симбирской губ. дети строили снежный городок с башнями и воротами. Построив, они делились на две команды: «охранителей», которые вооружались метлами и помельями, и «храбрецов» с палками в руках. Первые должны были охранять городок, последние — его отбить и разрушить. Иногда в этой игре принимали участие и взрослые, тогда она заканчивалась угощением и песнями. В Благовещенье между заутреней и обедней хозяйке предписывалось согнать помелом кур с насеста, тогда к Пасхе они будут хорошо нестись, В Великий четверг принято было делать новое помело (оно, по народным представлениям, обновляло печь, охраняло ее от разрушения), за ветками для его изготовления ходили с песнями в лес. Кроме того, в этот день рано утром, как говорили, «до солнышка», обнаженная женщина (обычно это делала хозяйка дома) должна была верхом на помеле объехать вокруг дома, чтобы уберечь его от нечистой силы. Во многих местах этот обряд приобрел иной смысл — его исполняли для защиты от клопов, тараканов и блох. В Нижегородской губ. на помеле, перевозили при переезде в новый дом домового. На Вологодчине помело или печной крюк (кочергу) выкидывали во двор, чтобы уберечься от града

На Русском Севере помелом лечили детей от бессонницы: «Она помелом в печи пашет, потом полуночну дерет: — Что делаешь? — Полуночну деру. — Так дери, чтобы век не была». В Мезенском уезде Архангельской губ. существовал обычай наговаривания болезней на помело.»

  Для того что бы понять важность и значение метлы обратимся для начала к пословицам и поговоркам:

Мести в два веника - о супругах, жить несогласно, быть в ссоре. Если взглянуть на это с точки зрения символизма, то по моему скромному мнению, это значит то, что каждый готов был мести лишь «в свой карман», не делясь с другим.

Мести сор из избы - выносить вести, скандалы. Ну, тут даже пояснений не требуется. Все достаточно очевидно. Поговорка «Сор мети, да в уголок хорони» из этой же серии.

  Мети всяк перед своими воротами  – то есть не суй свой нос в чужие дела. А если взглянуть на это с магической точки зрения? По сути это запрет на выметание чужой удачи (и/или наведения порчи).

Новая метла хлестко метет – об этом я писала выше.

  Хорошая жена метла и худая метла (та в дом, эта из дому метет).

 

Метлы (кометы) небо подметают перед Божьими стопами.

Что же касается обычаев, то метла очень часто играла роль оберега, предохраняющего от сглаза, порчи, болезней. Например, был очень распространен следующий обычай - метла перед лавкой: хозяина нет. Откуда он взялся? Ну, во-первых, очевидно что надо было показать односельчанам, что хозяин или хозяйка отсутствуют, но кроме того, метла, поставленная у входа в дом, защищала, по поверьям, от злых сил, которые могли попробовать пробраться в дом, пока хозяева не вернулись.

В русской традиции прут от метлы или вся метла служили оберегом роженицы от нечистой силы. Для этого следовало положить прут под подушки. Так же оберег можно было сделать, если прибить две скрещенные метлы перед дверью. Еще один вариант оберега – взять две иголки (или два шипа боярышника), сделать из них равносторонний крест и поместить его в метлу. Поставив эту метлу за дверью, можно защитить дом от врагов и воров.

В фольклоре восточной Европы и северной Италии считалось, что метла, положенная под подушку, отпугивает ведьм и злых духов по ночам. Англичане верили, что тоже самое делает метла, лежащая на пороге дома. Перешагивание через палку метлы способно избавить человека от беспокойства со стороны призраков. Злые духи и привидения могут быть изгнаны из жилища, если его тщательно подмести.

Оберег - не оберег, а метлу следовало использовать с осторожностью. Во-первых, новой метлой следовало помести сначала в дом, и только после этого можно было выметать из дома. Во-вторых, мести следовало внутрь, а не наружу, поскольку с пылью и сором можно было вымести достаток, удачу и деньги. Метла могла вымести не только богатство, но и добрых духов – хранителей. Поэтому, существуют запреты на подметание ночью, или на подметание в доме, где находится покойник. Во всяком случае, это нельзя делать обычной метлой. В третьих, старую метлу нельзя брать в новый дом. В общем-то эти предосторожности не лишены здравого смысла с магической точки зрения.

В Греческой традиции на празднике душ в дома людей в гости приходили тени умерших, которым предлагалось угощение и которых затем снова прогоняли, выметая метлой.

В Англии существовало поверье, что если девушка переступит через палку от метлы, то она родит внебрачного ребенка – вот тут явно видны уши метлы как фаллического символа. Иначе, откуда бы взяться подобному суеверию?

В Китае нельзя метлой чистить алтари или статуи богов (опять таки, имеет смысл – и то и другое – места силы в отдельно взятом доме, и если вымести оттуда силу, то сами понимаете, свою основную функцию они выполнять больше не смогут). Нельзя бить веников (особенно по голове) – это равносильно серьезному проклятью. Кстати, интересно сравнить это суеверие с русской традицией париться в бане и стегать себя и других вениками. Ну, с китайцами все в принципе понятно. Ударить грязной метлой, которой стирается не только физическая, но и всякая разная астральная грязь – это передать всю накопленную пакость тому несчастному, который подвернулся под удар. Русская банная традиция же прямо противоположена по смыслу  - вениками «выметается», «выбивается» не только грязь тела, но и болезни (кстати, отсюда и обычай потом сжигать использованные веники). Вот и китайцы тоже иногда применяют метелку в храмовых ритуалах – тело человека с ног до головы обметают перед статуями богов, а потом использованную метелку ломают. И это по поверью отвращает неудачу.

Кстати, приметы связанные с метлами не изжили себя до сих пор (все-таки видимо есть в этом что-то эдакое) и существуют не только в деревнях. Например, веники, метлы, в самолете должны стоять помелом вверх, тогда самолет прибыль приносить будет.

 

Еще одна древняя примета пришла в авиацию от мореплавателей. Если помахать метлой или веником за бортом, до взлета - будет попутный ветер, затем его нужно убрать до конца полета. Ни в коем случае не ронять веник за борт - плохая примета.

  А в русском цирке, к примеру, клоуну никогда не позволят показывать метлу.

  Если метла используется первый раз – надо загадать желание и оно обязательно сбудется. (по моему скромному мнению это никак не обосновано… но… почему бы лишний раз и не загадать.). Та девушка, кто очень хочет замуж, должна 9 раз перепрыгнуть через метлу и тогда в этот год она обязательно обручится.

  Метлу часто использовали в брачных обрядах. В Германии на повозке с приданым иногда везли петуха, привязанного к метле и напоенного водкой, чтобы он кукарекал. Петух и метла - это символы, которые должны отпугивать злых духов.

 

Для того что бы состоялась цыганская свадьба брачующиеся должны были перепрыгивать через метлу. Схожий обычай существовал и в Уэльсе среди людей, которые цыганами никоим образом не являлись – березовую метлу ставили наискосок в дверях и жених должен был запрыгнуть в дом поверх нее. Если он не коснулся ни метлы, ни притолоки, то молодые считались вполне официально женатыми.  

Метла как магический инструмент использовалась, к примеру, в Чувашии, при наговорах против сглаза. Знахарь должен через метлу брызнуть определенное количество раз в лицо «пациенту». А наговор читают вот такой:

Эта старуха Аша патман прибыла,

Она лечит, она исцеляет,

Золотой шпагой отрезает,

Золотой метлой выметает.

Колдуны, которые хотели нанести вред коровам, подбрасывали в хлев веник; такую находку выносили со двора и дотла сжигали под горой. У ведьм в арсенале был так же обряд, называемый «пережинка». Заключался он в том, что ведьма брала метлу промеж ног и на ней ехала в одной рубахе с распущенными волосами, состригая ножницами колоски. Она объезжала таким образом поле крест-накрест. И тогда урожай с этого поля переходил на поле ведьмы. Обряд проводился в Иванов день или во время жатвы. Кроме того, ведьма должна была при этом читать определенные заговоры.

 

 

  Интересен обряд изгнания «чужого» домового, в ходе которого женщина садилась верхом на метлу, ходила по двору, стегала кнутом по его углам и читала заклинание (См.: Материалы анкеты Костромского научного общества по изучению местного края «Культ и народное сельское хозяйство» // Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки. М., 1994. С. 187.).

Обряд вызывания дождя заключался в том, что ведьма должна была выйти из дома и повертеть метлой над головой. (вертеть следует по часовой стрелке) Я, конечно, сомневаюсь что этого было бы достаточно. Вероятно, при этом следует читать подходящие  по теме заклинания.

Прутиком от метлы можно лечить бородавки. Сначала бородавку измеряют с помощью прутика, а потом его закапывают. Прутик сгниет, а бородавка пропадет.

Метлу можно использовать в тех же целях, что и хрустальный шар. Я имею ввиду спиритические сеансы. Если метлу положить поперек двери, так что бы часть выходила за порог, то она будет служить «дорожкой» в мир умерших, и по этому каналу можно связаться с тем миром.

Метла с успехом используется в обрядах очищения дома. Обычно обряд проводится на убывающую луну (в идеале перед новолунием). Специально приготовленной метлой, по часовой стрелки, двигаясь от краев к центру, мусор сметается в одну кучку. После чего собирается и сжигается. Ну, в условиях современного города мусор можно утопить в унитазе.

 

  Для того что бы выгнать из дома непрошеных астральных жильцов (привидений  к примеру) метла изготавливается из определенных трав (в зависимости от того, кого надо выгнать).  Водные товарищи, к примеру лучше прогоняются полынью, ведьминские «подарочки» - рябиной. Универсальное средство – зверобой. Так же готовится вода, в которой будет смачиваться метла  - соль, серебро, самоцветы соответствующей тематики. Можно использовать крещенскую воду. Или специально заговаривать обычную из-под крана. Дальше двигаясь по часовой стрелке подметается дом, мусор выметается к порогу. Аккуратно собирается (желательно все-таки руками не прикасаться, а все сделать метелочкой). Я предпочитаю собирать в бумажный пакет, который тщательно запаковывается, выносится на улицу и там либо сжигается, либо утапливается, либо закапывается. Если дома живет нормальный домовой, то будьте осмотрительны и не выкиньте его тоже. Лучше на время проведения обряда его переселить в безопасное место. После обряда на дом заново ставятся защитные обереги.  Обычно «отработанная» метла уничтожается (сжигается, топится или хоронится в земле).

Когда-то на просторах Интернета натолкнулась на выдержки из Симорона от Инессы - Баронессы «Возможно все». Ну и в частности был там описан один замечательный обрядик, который мне пришелся очень по душе и которым я совершенно бескорыстно делюсь.

 Ритуал опоганивания метлы

Берем метлу (непременно метлу, не швабру и не веник), переворачиваем ее палкой вниз, плюем трижды на прутья и говорим:

Ты, метла, была никакая, а стала метла поганая, и мести тебе - выметать сор и мусор из головы да дома!

После этого топаем левой ногой, 3 раза прыгаем на месте, поворачиваемся влево (против часовой стрелки), держась при этом за метлу. Переворачиваем метлу прутьями вниз. Все, поздравляю, ваша метла стала поганой. (ИМХО, вот это, пожалуй, уже лишнее… автора ритуальчика занесло…)

  Ритуал выметания поганой метлой

  Поскольку своих страхов нам не увидеть наяву, их нужно овеществить, прежде чем выметать. Для овеществления тех ненужных нам вещей, которые подлежат впоследствии выметанию поганой метлой, делаем следующее. Берем горсть сахарного песка и говорим: «Был сахар, стал страхами»

Бросаем на пол - это страхи. (Точно так же можно овеществить все невещественное, думаю принцип вам понятен, действуйте, потому что поганая метла невероятно сильная техника, с ее помощью можно вымести практически все: злого начальника, глупых подчиненных, ссоры и обиды и вообще все, что мешает нам жить. В принципе, что бы не забыть никого и ничего, можно создать выставку витрину «Они мешают нам жить», где перечислить все то и всех тех, кто, в самом деле, мешает).

Теперь берем поганую метлу и непременно 7 широкими движениями (7 - счастливое число) дометаем сор к порогу. При каждом из движений приговариваем:

  1. раньше был ты моим врагом
  2. просто мусором стал потом
  3. я поганой метлой смету
  4. замету твою пестроту
  5. ссыпайся к порогу
  6. отправляйся с Богом
  7. вот тебе Бог - вот тебе порог.

Осуществив последний мах поганой метлой, сметаем ссор на газетный разворот, заворачиваем, приговаривая:

В газете  грязной мусор разный,

Сверну, заверну, за порог выкину.

Все, я вас поздравляю, ритуал совершен, вам осталось только вынести мусор подальше от дома, завернув его в газету приговаривая:

Чтобы эта лабуда

Не вернулась бы сюда.

Страхи, распри с начальником, короче, все, что вы вынесли, более к вам и вашей жизни никакого отношения иметь не будет.

КАК СООРУДИТЬ МЕТЛУ?

Если в прошлый раз я писала в основном теорию, обряды и прочее, то теперь я хочу  перейти к вопросу изготовления в домашних условиях такого полезного инструмента как метла.

Итак, прежде чем заниматься изготовлением метлы нужно очень четко представить себе для чего она собственно нужна. И исходя из конкретных нужд подбирать "ингредиенты".  В принципе нормально для ведьмы иметь несколько видов метел. Одна для "вметания" благосостояния (любой ведьме оно нужно не менее чем простым смертным), вторая, к примеру, для очищения, а третья - для связи с потусторонним миром (то есть для тех самых "полетов").  Во всех трех случаях использоваться будут разные породы деревьев, проводиться разные обряды. 

Второе. Во многих традициях считается плохой приметой обзаводиться метлой в мае или в течении 12 рождественских дней. Ирландское поверье - "В мае метлы вязать - к несчастью". Старинный стишок утверждает:
Коль в мае ракитником дом будешь месть ты,
То выметешь мусор с хозяином вместе!

Что случиться если мести майской метлой - дело темное. Разые поверья живописуют самые разные ужасы. Можно вымести друзей, то есть буде грандиозная ссора, можно вымести смерть. Вот в России в поверьях Орловской губернии бытует  предположение, что ветки срезанные до Иваного Дня  приносят вред для здоровья.

Наиболее оптимальным решением будет собирать ветки на Купальскую Ночь.  Ночь силы и ночь колдовства подходит для таких занятий как никакая другая. Но, если собрать все за одну ночь не получается, то отчаиваться не следует. После  солнцестояния можно заготавливать ветки в отведенное каждому дереву время:

Омела - после заката Солнца, в полнолуние

Берёза - в летнее солнцестояние, на растущей луне, 12-й лунный день.

Яблоня - от восхода Солнца до полудня, полнолуние (можно и на растущей луне, но ближе к полнолунию)

Облепиха - от полудня до заката Солнца в полнолуние

Вереск - в первой декаде Девы, на убывающей Луне

Осина – черная луна

Липа – убывающая луна

Дуб – 14-й лунный день, после 6-ти вечера

Орешник – полнолуние

Осина – новолуние (или на «черную луну»)

Боярышникближе к полнолунию

Ясень – полнолуние

Клен – первая четверть лунного цикла (Но ни в коем случае не новолуние!!!)

Рябинарастущая луна

Ива – убывающая луна

Есть несколько классических "рецептов" метел. Наиболее известная и распространенная магическая формула - Ясень, Береза, Ива. Трактовок ее существует великое множество. Во-первых, по викканским вредставлениям это три ипостаси Матери, Девы и Старухи. Это символы защиты, очищения и связи с потусторонним миром. Это жизнь возрождение и смерть... и т. д.

Практически все источники, которые мне удалось откопать рекомендуют использовать для ручки ясень или сосну (которую по свойствам считают равноправной заменой ясеню). Прежде всего из-за того что ясень ассоциируется с Иггдрасилем. Но встречались мне и рекомендации делать ручку метлы из рябины. Что то же в некоторых случаях имеет смысл - это повысит защитные свойства метлы. Встречалась мне также идея делать метловище из дуба. Ну, что я вам могу на это сказать... Пробовать можно... Дуб также связан с Мировым Деревом и священен. Но по мне, так он слишком "приземленный" и мужской. А метла... метла она все-таки должна звать в полет... "Классический" вариант метлы с ручкой из дуба таков - Дуб, Орешник и Береза.

Собственно для самой метлы (метущей части) используются чаще всего береза, орешник, ракитник, яблоня, можжевельник, ива,  вереск и т.д. Я не буду подробно расписывать свойства каждого из растений - со значениями можно ознакомится и самим, благо, источников информации сейчас много. Однако, прежде всего рекомендую  вариант, приведенный в книге Кампанелли- ВОЗВРАЩЕНИЕ ЯЗЫЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ.

 Сколько разных пород деревьев надо использовать для магической метлы - каждая ведьма решает для себя сама. Однако, мне кажется, что лучше использовать не менее трех. Кроме того, нужно подбирать растения так что бы они между собой хоть как-то но сочетались или по крайней мере не противоречили друг другу. К примеру дуб - отдает энергию, а осина впитывает. Если их соединить вместе то результата можно не дождаться... Когда же, определившись что именно рвать, идешь за ветками, важно помнить, что собирать их надо в соответствующем настроении. Дерево выбирать следует по интуиции, предварительно спросив у того разрешение, попросив прощение за невольную боль и обьявнив ему для чего собственно нужны его ветви. После того, как нарвете нужное количество (только ради всего святого, не злобствуйте!!!!!) нужно обязательно оставить маленькую жертву-подарок (монетку, камушек цветной, хлеб или какую другую еду, ленточку, лоскуток, бусинку) и не забудьте поблагодарить.  Ветки желательно именно ломать, а не резать... Но если имеется специальный инструмент, то можно пользоваться и им.

Листья желательно с веток снять (все равно облетят). Дальше ветви надо обязательно подсушить. Следующий важный этап - все это дело связать. Для обмотки можно использовать льняную нить, медную проволоку... Можно также перевить ветки цветными лентами. Это и красиво и при правильном подборе цветов усилит свойства метлы. Далее  надо обработать  рукоять.  умастить маслами,  вырезать  или нарисовать руны,  наклеить  кристаллики, камни,  колокольчики -  все что  вам  подскажет  душа.  Главное  не забывать  в чем  предназначение  этой метлы и не лепить бездумно все подряд.

Следующий этап - надеть метлу на метловищи и "активизировать" еще. Метлу надо почуствовать, разбудить... Благословить, если хочется... (Все что угодно, любые обряды, которые трубуется для "подстройки" метлы). Может случиться такое что никаких дополнительных действий и не требуется. Метла рождается сама - и это самый удачный вариант. Но в любом случае не следует ее сразу пускать в дело. Сперва надо к ней привыкнуть, понять какой у нее характер и как она будет действовать в ваших руках.

Говорят, что для улучшение аэродинамических свойств метлы ветки надо ошпарить кипятком... Мне, однако, сие действо кажется весьма сомнительным.  Но, как говорится, метлу вам в руки и бубен на шею!

ПыС Ведьмы  - традиционные три вида дерева для "летательной" метлы -  береза, ива, и ясень.

Тогда как береза представляет девическую ипостась богини и из связки березовых прутьев делается сама метла, ясень, или древо жизни, символизирует ипостась Матери; из него делают черенок метлы; ива нее, связанная со смертью, представляет богиню в ипостаси Старухи и в то же время посвящена Гекате, богине темных мистерий. Таким образом, если рукоятка метлы, вырезанная из ясеня, символизирует жизнь, а пучок березовых прутьев — Деву или возрождение, то ивовый прут, которым связывают обе части, означает смерть — не только смерть физическую, но и смерть как истинную духовную инициацию, ведущую к возрождению личности.
П. Кампанелли "Возвращение языческих традиций"

 

ВЕНИК ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК, ИЛИ ВЕДЬМИН ВЕНИК 
материал нашла Галина Ведьма
на дружественном сайте:
http://books.swarog.ru/w/wenik0.php

Веник — “опасный” и “нечистый” предмет, орудие порчи и колдовства и в то же время оберег от злых сил.

По народным представлениям, демоны могли появляться в виде летящей метлы, оборачиваться Веником или помелом, волочить за собой Веник или держать его в руках. Веником ведьма сбивает росу, отбирая у коров мололо, дотрагивается им до вымени чужой коровы, волочит Веник по полю, чтобы отобрать урожай. Веник подбрасывали к дому, под порог, в огород, перебрасывали через дом, подкладывали в телегу жениха и невесты, бросали вслед человеку, чтобы навести порчу, вызвать ссоры, болезни, несчастья. На Русском Севере считали, что банник живет в куче неошпаренных банных Веников, а домовой обитает под Веником. При переезде в новый дом обязательно брали с собой старый Веник.

С Веником связано множество запретов и предостережений: старый Веник нельзя было выбрасывать вблизи дома, на дороге, где на него может наступить человек или животное,— это грозит болезнями, особенно коростой, чесоткой, недержанием мочи, бессонницей и др. бедами. Широко распространен запрет бить Веником человека и скотину — ребенок или животное не будут расти, станут худыми и сухими, как Веник. Старый Веник. обычно запрещалось сжигать в печи, т.к. это вызывает ветер, вихрь, бурю, нашествие нечистившей, клопов, тараканов, а также ссоры и раздоры в семье.

Защитные свойства Веника, его способность противодействовать нечистой силе также связаны с его утилитарной функцией очищения, устранения нечисти. Для отгона демонов метлу ставили перед дверями дома или хлева (часто ручкой вниз), обходили дом, размахивая метлой и произнося специальные заклинания; бросали Веник вслед человеку с дурным глазом; били Веником о порог дома, прогоняя чужого домового, вредящего хозяйству.

Веник использовали для защиты роженицы и новорожденного от злых духов: его клали в изголовье, под колыбель, прислоняли к колыбели. Веником расчищали путь свадебному поезду, дорогу жениху и невесте, идущим в баню, чтобы защитить их от порчи.

Для защиты посевов и урожая от птиц и грызунов обходили поле по солнцу со старым Веником в руках и махали им от себя; подкладывали в снопы колядный Веник или три прутика от него; рассыпали прутья Веника в амбаре или погребе.

Веник помогал и в случае, когда не удавалась какая-нибудь работа: если плохо сбивалось масло, маслобойку били старым Веником или подкладывали под нее Веник; чтобы при тканье не путалась основа, трижды ударяли ее Веником; если при тканье рвалась нить, сквозь Веник девять раз проливали воду и выливали ее на дверные петли; чтобы хорошо выпекался хлеб, на припечке жгли старый Веник, били им по дну дежи и т.п. При пожаре обходили со старым Веником горящий дом.

При первом выгоне скота подкладывали Веник под порог, терли им корову, кропили скот водой с Веника. Когда вели корову на случку, погоняли ее старым березовым Веником или били ее Веником, чтобы она “погуляла”. Веником били и плодовые деревья, чтобы вызвать хороший урожаи фруктов.

Чтобы куры держались своего дома, на чердак по праздникам забрасывали Веник; подвешивали Веник и старый лапоть на угол дома для защиты цыплят от хищных птиц.

Старый Веник втыкали в грядки с капустой, огурцами, чесноком, в поля растущего льна, ржи, чтобы уберечь их от порчи и стихийных бедствий. Крестьяне Сибири при посеве репы держали во рту обломок комелька Веника как средство от порчи.

В. использовали в лечебной магии: больных били Веником, обметали Веником, прикасались им или привязывали его к больному месту, укладывали больного на Веник, накрывали им больного, перебрасывали Веник через больного, заставляли его перешагнуть через Веник, кропили больного водой с Веника; парили прутья Веника и давали больному пить отвар, подкуривали больного прутьями Веника и т.п. Для избавления ребенка от ночного крика его водили по дому, обметая его новой метлой; клали его у печи и трижды обметали с головы до ног, били его Веником на пороге, зашивали десять прутиков в ребенка, выбрасывали одежду ребенка со старым Веником в окно. Если ребенок долго не начинал ходить, клали ему между ног Веник, затем рассекали его и раскидывали прутья. Русские для лечения радикулита совершали особый обряд “рубить утин”: рубили Веник на пороге или на пояснице больного, произнося приговор.

В обрядах опахивания села при море и эпидемиях участвовали женщины с вениками или метлами в руках. Во время похорон умершего от холеры за гробом шла вдова и мела Веником до самого кладбища, “выметая холеру”, или две вдовы бежали за гробом с голиками в руках и за селом их выбрасывали.

Во время засухи Веники применялись при вызывании дождя: бросали в колодец сухой Веник или разбрасывали прутья от Веника на перекрестке; жгли на перекрестке 12 старых Веников; обходили с Веником село. Для остановки дождя и отгона тучи выбрасывали из дома Веник, часто вместе с хлебной лопатой, кочергой и т.п.; забрасывали метлу и кочергу на крышу. Весной, заслышав первый гром, в Полесье трижды кувыркались через Веник.

В девичьих гаданиях о замужестве использовался колядный Веник, т.е. Веник, которым подметали в доме на святки. Его подбрасывали вверх, примечая, в какую сторону он упадет; бросали на дорогу, ожидая, что его поднимет суженый, подкладывали Веник или прутья от него на ночь под подушку в ожидании вещего сна; выбрасывали Веник на мусорную кучу, прислушиваясь к собачьему лаю и т.п. На Русском Севере девушки гадали с банными Вениками: после мытья в бане в день Аграфены Купальницы (23.06) они бросали свои Веники в реку и по тому, как они плыли или тонули, гадали о жизни-смерти и о замужестве (ср. аналогичные гадания с венками).

В свадебном обряде банный Веник играл большую роль: во время девичника наряжали банный Веник и, пока топили баню, ставили его на крышу, а затем торжественно несли перед невестой в баню; разбирали Веник на прутья, каждый обвязывали красной лентой и втыкали по обеим сторонам дорожки в баню (“вершили дорожку”); на обратном пути из бани раскидывали Веник, которым парилась невеста, и по нему шли к дому.

В погребальном обряде и в поверьях о смерти Веник связывается с душой умершего. Для облегчения агонии знахарки перебрасывали Веник через крышу дома; без особой нужды старались не трогать Веник, чтобы “не тревожить душу”. После выноса покойника Веник было принято выбрасывать вместе с мусором и щепками от гроба. На Вологодчине покойницкий Веник и щепки от гроба спускали в реку, а зимой бросали на лед, чтобы весной их унесло вместе со льдом. Часто листья от Веника разбрасывали по дну гроба или набивали ими подушку. Ср. рус. выражение “пора на веники” — “пора умирать”. На Радуницу вениками обметали могилы близких. Покойницкий В. использовался в хозяйственной и лечебной магии: его прятали в хлев для оберега скота, втыкали в поле и огород и т. п.

К празднику Ивана Купалы был приурочен обряд уничтожения старых, стершихся Веников и заготовки новых. Старые Веники сжигались в купальском костре, что символизировало уничтожение ведьмы.

В качестве орудия устрашения, битья, пародийного подметания Веник входит в реквизит ряженых, особенно масленичных. Старые Веники подвешивали к чучелу Масленицы, или само чучело делали из Веников. Вениками украшали дуги, хвосты лошадей, упряжь при проводах масленицы. В пародийной (“цыганской”) свадьбе ряженых “молодых” символически венчали на мусорной куче, благословляя их веником.

Как видно общего больше, чем различного. Так что выбирайте исходя из собственных предпочтений ... И не бойтесь быть оригинальными:

 

Есть комментарии об инструментах?


Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir