Rambler's Top100 На главную страницу

Druidism.ru

 ДИКАЯ ОХОТА


Автор текстов о дикой охоте и псах дикой охоты- Shellir,
Ниже также приведен  перевод Linnen c cайта http://www.druidism.ru
НОВОЕ: Собаки в ирландской мифологии- Shellir.
Иллюстрация к разделу: Дикая охота Одина Питера Николая Арбо (1862)

Всадники скачут от Нок-на-Рей,
Мчат над могилою Клот-на-Бар,
Кайлте пылает, словно пожар,
И Ниав кличет: Скорей, Скорей!
Выкинь из сердца смертные сны,
Кружатся листья, кони летят,
Волосы ветром относит назад,
Огненны очи, лица бледны.
Призрачной скачки неистов пыл,
Кто нас увидел, навек пропал:
Он позабудет, о чём мечтал,
Всё позабудет, чем прежде жил.
Скачут и кличут во тьме ночей,
И нет страшней и прекрасней чар;
Кайлте пылает, словно пожар,
И Ниав громко зовёт: Скорей!

 


 

...Итак - Дикая охота 

Cтрашна ночь, когда пронесётся, бесшумно ступая по воздуху, над городами и лесами, полями и реками, свора призрачных пламенноглазых псов, преследующих добычу. Страшна ночь, когда с воем ветра сплетётся звук рога и яростные крики загонщиков. Страшна ночь, когда Дикий охотник преследует свою дичь Легенду о Дикой охоте можно найти везде, где когда-либо обитали кельты и германцы, - то есть по всей центральной, части северной и северо-западной Европе, от островной Британии до Германии, и не вполне ясно, кто из этих двух народов является автором идеи. Общее название Дикая охота - встречается везде Wild Hunt, Die Wilde Jagd, Wilde Heer, но есть и множество местных и/или более поздних названий, например, уэльское Cŵn Annwn (псы Аннуина), Иродова охота, Каинова охота, гончие Гавриила, Асгардрейя и т.п. Кроме того, в каждой местности, где приживалась эта легенда, она так или иначе трансформировалась, адаптируясь к местным верованиям, и нюансов в описании Дикой Охоты великое множество.
 

Иногда в роли Охотника выступает бог Вотан, Гвин-ап-Нууд, Мананнан мак Ллир или Араун. Иногда фигурирует и леди: кельтская Ниав, дочь Мананнана, или германская Холле-Хель.
В других случаях Охотником становится какое-нибудь полумифическое-полуисторическое лицо, всегда, однако, имеющее отношение и к миру живых и к потустороннему миру: например, иногда дикой скачке предводительствует король Артур не живой и не мёртвый, принадлежащий, по самой известной легенде о его смерти, сразу двум мирам, и миру живых и Аннуину, или бриттский король Херла, потерявший своё время после посещения свадебного пира короля потустороннего мира, или Эдрик Дикий женившийся в свое время на деве из рода ши, по имени Годда, потерявший ее по собственной неосторожности, и снова нашедший после смерти.
Среди этих героев и Роланд, и сэр Фрэнсис Дрейк, и Карл Великий, и Финн мак Кумал, и Дитрих Бернский, и Вальдемар Аттердаг, и даже некий Ян Тригигл, корнуэльский судья (17 век), сбежавший из Ада и возглавивший Дикую Охоту.
Иногда в описании Охотника фигурируют рога, но недостаточно данных, чтобы сказать, имеет ли он отношение к Кернунну или другим рогатым богам кельтов, или же это просто христианские представления о том, что Охотник это сам дьявол, а тот, как известно, обладает этой пикантной деталью внешности. С другой стороны, более поздний миф о Херне-охотнике из Виндзорского леса совершенно точно связан с рогатым хозяином лесов Британии.

Дикая Охота появляется в темное время года, у кельтов где-то в районе Самайна, у германцев зимой, либо перед Йолем, либо во время Йольтайда.

По Афанасьеву, анализировавшему германскую версию мифа, Дикая Охота поэтизированные и мифологизированные представления о тучах и ветрах, грозах и снегопадах, приходящих в конце осени.
Дичь Водана-Охотника звероподобные тучи, а сопровождают его псы, вороны и потерянные души nachtvolk (ночной народ), бич его блеск молний, ветер служит опорой копытам коней и раздувает его плащ.
По Крису Кершоу и Отто Хёфлеру, Дикая охота отголоски архаичных обычаев мужских союзов у гэльских и германских племен, когда дружины воинов-зверей загоняли жертву-дичь. Сохранившиеся фрагменты похожих обычаев сохранились и в Британии, в форме мужских игр и шествий в районе осеннего равноденствия.

Но если немного абстрагироваться от чисто исторических корней образа, а анализировать только сам образ, можно выделить следующие общие черты Охоты.

1. Охота появляется в темное время года, когда жизнь отступает перед дыханием зимы.
2. Ей водительствуют божества, имеющие отношение к потустороннему миру и/или миру мертвых, либо же люди, побывавшие за гранью и уже не сумевшие полностью вернуться в мир живых.
3. Приходит охота со стороны смерти с запада или севера (ср. Слуа в шотландских верованиях).
4. На Дикую охоту нельзя смотреть умирает или исчезает встретившийся взглядом с Диким охотником; в некоторых версиях мифа умирает на месте, в некоторых разрывается псами, в иных превращается в загоняемого зверя, до тех пор пока псы не догонят его или пока не найдется иной зверь, в иных - просто присоединяется навечно к кавалькаде.
5. Дикая охота предвестник бед и смертей. Если проходит над домом несчастье входит в него; если охоту видят многие значит, и грядущая беда затронет многих.

С другой стороны, есть и ряд из нескольких значительных различий в германском и кельтском мире.
У Германцев встретить Wodan Jagd не безусловно плохой знак. Тому, кто встречает Охоту в полях и лесах, а не под крышей дома, и найдет в себе храбрость поддержать охотничий клич Водана тот бросит часть своей добычи, которая при свете солнца превратится в золото и серебро. Поля же, над которыми заметили Асгардрейю, принесут в два раза больший урожай. Есть и ряд немецких морализаторских сказок, где Охотник жестоко наказывает неверующего или грешника, после чего тот исправляется.

У кельтов же описания Дикой охоты больше сходны с описанием кавалькад сидов тогда понятно, почему она появляется в дни Самайна: этот праздник делит год на время, принадлежащее людям, время, когда они обрабатывают землю и пользуются ее плодами, и на время сидов когда поверхность земли принадлежит им. Охоте водительствует любой из королей Аннуина - но Аннуин это не только мир мёртвых, это потусторонний мир вообще, место постоянного владычества ши. Конечно, всегда есть шанс попасться засидевшимся в холмах ши под горячую руку, но риск тут больше быть увлеченным вслед за всадниками и более не вернуться домой.
Ну и, разумеется, Охота не является причиной тех неприятностей, которые могут произойти, скорее всего лишь предвестником. У островных кельтов, например, были распространены убеждения о ши-хранителях семьи или местности, и о том, что если должно произойти что-то дурное, то дева-хранительница обязательно явится и предупредит: либо одним своим появлением, либо плачем, либо, для совсем уж непонятливых, озвучит прямым текстом.

И у кельтов, и у германцев есть древний бытовой мотив, соотносящийся в некоторой степени и с дикой охотой: осенний гон лучшими воинами-зверями племени жертвенной дичи. В Британии до сих пор сохранилась традиция игры молодых мужчин бег за вожаком. Все неженатые мужчины, способные бежать достаточно долго, убегают в лес за сильнейшим. Его не надо обгонять только следовать за ним, это своего рода имитация бега волчьей стаи. Нежелательно попадаться на их пути потому что могут весьма чувствительно побить, но, судя по некоторым обычаям-маркерам, - когда-то очень давно случайного встречного стая могла и убить. Наверное, именно тут лежит корень представлений о том, что встреча с Охотой несёт смерть.

Кроме того, следует различать архаичный пласт и наносной, христианский: если Охота представляет собой безусловное зло, и псы поднимают из могил души некрещеных младенцев, и гонят их, как дичь или если умирает на месте тот, кто видит охоту и душе его уж впредь заказан рай, или Охотник человек, не принятый ни адом, ни раем, или если на охоту можно глядеть, но она отступает перед молитвой, - то уж тут точно можно быть уверенным, что это христианские наслоения, прижившиеся на древней земле.

Отдельно можно поговорить о псах Дикой охоты. У германских народов, где не было особых верований, связанных с собаками, они фигурируют только постольку-поскольку, часто в немецких описаниях собаки даже не бегут впереди Wodan Jagd, а следуют ей.
У кельтов же имелась разветвленная система верований о псах холмов, псах ши или вересковых псах с одной стороны, и призрачных псах - сторожах границ мира мёртвых и мира живых с другой. Именно поэтому о гончих Дикой Охоты у кельтов куда больше рассказов, нежели у других племён. Любопытно, что в разных районах псы принимают черты разных типов волшебных собак: они могут быть и бело-красными гончими Аннуина, и болотно-зелёными огромными псами холмов, и угольно черными огненноглазыми или безглазыми гримами - сторожами грани и вестниками смерти.

Ну и пару слов о дичи. Ясно, что потерянные - и, понятно, некрещеные или грешные - души в качестве объекта охоты - это уже христианские наслоения.
Дичь Дикой охоты вообще упоминается нечасто, но у народов германского корня это чаще всего кабан или олень, у кельтов - олень или заяц. Все это животные жертвенные и символизирующие возрождение, перерождение и часто ассоциирующиеся с умирающими и возрождающимися богами.

_______________
Нокнарей - гора в графстве Слайго, увенчанная светлым камнем. По легенде, под камнем похоронена королева Медб.

Клот-на-Бар - имя возводят к Cailleah Beare, карге из Бэра. По легенде, она так устала от своей бесконечной жизни, что долго ходила по всей Британии, в поисках водоема достаточно глубокого, чтобы в нем могло утонуть ее бессмертие. Шагая с горы на гору, она нашла подходящее озеро на вершине Птичьей горы в Слайго; название ему Лох Йа

(с) Shellir, 2008

ПСЫ В КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ
Статья Shellir (2015)

Илл. Arush Votsmush (в заголовке) и илл. взятые из открытых источников в сети Интернет.

Псы (Madaigh, Cŵn) в кельтской мифологии - одни из самых мифологизированных животных, которые ассоциировались, как правило, с Иным Миром, Охотой и, реже, с исцелением. Конечно, у кельтов, как и у других народов, пес воспринимался как верный и преданный спутник человека, как страж и помощник, следующий за своим хозяином, куда бы тот не отправился. В мифах и легендах множество раз упоминаются псы, которые сопровождали богов и героев, великих королей и охотников, причем функции, которые выполнял такой пёс, могли быть очень разнообразными: они и охраняли дома, и сражались бок о бок со своими хозяевами, и помогали пасти стада, и охотились. С учётом того, насколько важным в кельтской культуре был мотив охоты, пёс воспринимался в первую очередь как гончий, неутомимо сопровождающий хозяина в его лесных странствиях, выслеживающий и преследующий дичь. Даже при том, что нередко на охоте использовались своры псов, но, тем не менее, всегда упоминается и "любимейший" или "лучший" пёс, принадлежавший тому или иному персонажу, и имена этих псов в изобилии сохранялись не только в старых легендах, но и в более поздних текстах: например, в Артуриане лучшим и любимейшим псом короля Артура названа Кавалль, а верным псом Тристана - Хасдент. В великой охоте, которую собирает Килух, чтобы получить в жены свою суженую Олвен, упоминается несколько лучших в мире псов, которые могут охотиться не только на обычную дичь, но и на дичь волшебную, на зверей из Иного Мира, и добыть для охоты этих собак, а также псарей, способных с такими непростыми животными справиться - одна из задач, поставленных перед героем.


Кстати, щенки от хороших родителей в кельтском мире были желанным подарком, достойным королей, и нередко при обмене дарами упоминаются щенки или взрослые животные, в том числе и когда дарами обмениваются короли людей и короли волшебного народа. Да и охотниками в мифах кельтов были не только короли земные, охотились и короли из иного мира и боги. Самый известный из богов, которого постоянно сопровождают псы кельтский Ноденс (Нуада), также с псами изображался Суцелл (континентальный галльский бог, близкий, по всей вероятности, к ирландскому Дагде), а кроме того богиня-хранительница морских путей Негалления, иногда сопровождает собака и Эпону. Гвин ап-Нудд, хозяин мёртвых и Дикий Охотник, также появляется в сопровождении своего любимого чёрного и огненноглазого пса Дормарха (Dormarch), наполовину реального, а наполовину сотканного из тьмы.


Раз уж речь зашла о Диком Охотнике, который приходит из Иного Мира, нельзя не сказать, что потусторонние псы важная часть кельтского мифа. Волшебные гончие, призрачные гончие, позже адские гончие появляются в историях и сказках, мифах и легендах чаще всего вместе с Дикой Охотой, преследуя свою призрачную дичь, или же загоняя тех несчастных, которые встречаются им на пути. Эти псы описываются, как правило, как чудовищные, выносливые, необычайно чуткие и сильные, от которых почти нет шансов спастись. Описывали призрачных псов по разному.

В более ранних легендах гончие из Иного Мира имеют ослепительно белую шерсть, и только уши и глаза у них красные (или огненно-рыжие; но вообще красный у кельтов цвет, связанный с потусторонним). В историях более поздних этих псов стали чаще представлять как черных цвета настолько глубокого, что даже темнота ночи кажется в сравнении с их шкурами лишь серой, и с огненными глазами и пастями, полными огня. Но кроме потусторонних гончих были и другие волшебные псы: рассказывали истории о ку-ши, псах ши, псах-из-холмов - огромных, размером с телёнка крупных собак, чья шкура была скорее зеленоватой, цвета травы, нежели черной или белой. Рассказывали о гримах (жутях) призрачных псах, стражах кладбищ и вестниках смерти, да и многие из малых фейри тоже с удовольствием превращались порой именно в чёрных или пятнистых собак. В целом, можно сказать, что белые псы в кельтском мифе это именно знак судьбы, а черные знак рока и смерти.


Кстати, связь с Иным Миром, призраками, потусторонними существами, духами подчеркивалась в мифах кельтских народов почти всегда, и собакам как приписывали возможность видеть потусторонних существ, так и самим превращаться в призраков, призрачных псов после физической смерти. В некоторых местах Британских островов лающий черный пёс (gaidhrin caointeach) периодически даже замещал образ баньши, своим плачем возвещающей смерть (так же как у других народов собака, воющая под окном или под дверью умирающего тоже возвещает приход смерти)
Старые легенды о псах этой стороны и той стороны питали и продолжают питать многочисленные поздние истории, например, зная старые легенды Девоншира проще понять, почему собака смогла до смерти напугать сэра Чарльза Баскервилля из рассказа Конан-Дойла.


Кстати, при всей значимости собаки в кельтских легендах, они не были наделены каким-то особым, неприкосновенным статусом. Мясо собак, вероятнее всего ели (причем не только в жертвенных пирах, но и просто для утоления голода), описаны обряды гадания, когда прорицатель перед предсказанием должен был поесть мяса свиньи, собаки или кошки, собачьи кости нередко находят на дне жертвенных колодцев, а шкуры собак использовались в домах как подстилки (об этом пишет Диодор Сицилийский).
В Трактате об Огаме сохранилось и позднее описание Огама Псов, где фигурируют сторожевые собаки, гончие, пастушьи и просто собаки.

Shellir, 2015



 

Дикая Охота

(перевод Linnen)

 

Тема Дикой Охоты является общей для Северной Европы и Америки, она сочетает в себе как языческие, так и христианские идеи, с повторяющимися элементами, например Адские Борзые.

Дикая охота ведет за собой мертвых в иной мир. В определенные ночи священных праздников можно встретить Охотника, который ищет свою жертву. Этот миф существует в Северной Европе и в Америке среди потомков европейских иммигрантов, в противовес средиземноморским и средне-восточным культурам, что не удивительно, так как на севере Европы, конечно, существовало земледелие, но также основой выживания северных народов была охота, особенно в зимнее время. Как гласят большинство легенд, это было и время Дикой Охоты. В некоторых мифах Дикая Охота происходила в канун Йоля, иногда в Саунь, иногда в Ночь Матери, а в Уэльсе в канун Майского Дня.

 

Дикая Охота, и тот, кто её проводит, известны под множеством имен:

  • Германия: Армия Вотана, возглавляемая Вотаном
  • Германия: проводится Хульд (Хольдой), состоит из некрещеных детей
  • Норвегия: Оскорей, возглавляется Одином
  • Франция: Семья Арлекина, возглавляется Арлекином
  • Нормандия: Дьявол
  • Дания и Швеция: Оденшакт, возглавляется Одином
  • Дания: Король Вальдемар
  • Англия: Дикая Охота, возглавляется Херне и Борзыми Габриэля (ссылка в Виндзорских насмешницах) или Ангел Смерти и Борзые Габриэля
  • Дартмор, Англия: Сэр Фрэнсис Дрэйк правит катафалком
  • Уэльс: Борзые Аннуна, под предводительством Гвин ап Нуда, появляются около Гластонбери Тор
  • Шотландия: Охота Артура ОБоуэра или Неблагородного Двора
  • Ирландия: Борзые Финна МакКумала
  • Ирландия: Охота у Лох Гур
  • США: Всадник без Головы
  • США: Всадники-Призраки в небесах

Описание охоты обычно одинаково:

Раздается сильный шум, лай собак и крики, затем черный всадник на черном, белом или сером коне проносится по небу со сворой борзых, а за ним спешит толпа духов. Иногда всадник без головы. Иногда, особенно в Верхней Германии, на духах можно заметить боевые раны или травмы от несчастных случаев. Пламя бьет ключом из под копыт и глаз животных, которые участвуют в процессии. Кони и собаки часто двух или трехногие. В процессии можно заметить и тех, кто умер недавно. Разъяренная толпа является угрозой для каждого, кто встречается ей на пути, но иногда от них можно получить и вознаграждение.
Квелдалф Хаген Гундарссон Гром в горах Выпуск 7, зима 1992

В английской легенде охоту возглавляет Херне Охотник. Предположительно, Херне был смотрителем Виндзорского леса во времена Эдуарда Второго. Он спас короля, на которого напал олень, а сам умер в сватке со зверем. Херне оживили местные волшебники, а рога волшебным образом приросли к его голове. По другой версии из-за волшебников он теряет навыки охотника, вешается на дубе (знаменитый Дуб Херне) и обрекает себя вечно скитаться и мстить за свою жизнь. Рога и его имя, естественно, напоминают нам кельтского бога Кернунноса, но прямая связь не доказана.

В Англо-Саксонских Хрониках упоминания о Дикой Охоте появляются в 1127 году:
Много людей видело и слышало, как скакало множество всадников. Черные охотники были огромными и омерзительными, и все их черные псы омерзительные и с широко открытыми глазами. Они скакали на черных конях и черных козлах. Это зрелище наблюдали в парке города Питерборо , а также во всех лесах от этого города до Стэмфорда, и монахи слышали, как они трубили в рог в ту ночь. Правдивый человек, что дежурил в ту ночь, сказал, что в рога трубили двадцать или тридцать мужчин. Это видели и слышали от великого поста до пасхи.

В версии Карты Уолтера (12 век) охотник Король Херла (вымышленный персонаж), саксонский король, который заключил договор с королем фейри, что он будет вечно молодым до тех пор, пока живет в холмах. Покинув холмы, он не мог спешиться с лошади, иначе мгновенно бы постарел. Вернуться в холмы фейри он тоже уже не мог. Таким образом, он и его люди были обречены скакать верхом вечно. Эта легенда имеет параллели с рассказами об Ойсине и Бране мак Фебале.

Похожие персонажи легенд о Дикой Охоте: Дикий Эдрик, Черный Воан, Кэллоу из Фэкенхема, Сэр Питер Корбет, Хэрри-ка-Наб, Старая Матушка Тьма, Грим, Абонд, Диана, Фрау Сельга, Галфора и Сатана.

В Америке существует ряд возможных вариаций Дикой Охоты. Первый вариант описан в истории Вашигтона Ирвинга Легенда о Сонной Лощине, где безголовый всадник своим появлением предвещал смерть. Как и другие глупцы, Икабод Крейн проигнорировал предупреждения соседей и встретился со Всадником без Головы, после этого его никто больше не видел (разумеется, в истории Ирвинга намекается, что тот просто сбежал в другой город). Еще есть песня в стиле кантри Всадники Призраки в Небе, действие в которой происходит на Диком Западе. И, наконец, есть рассказ Роберта Джонсона Адовы псы взяли мой след, где автор ссылается на историю о сочинителе песен, который продал душу дьяволу, чтобы стать великим гитаристом. Этот певец должен был бегать от гончих ада, что перекликается с темой Дикой Охоты. Братья Коэн также использовали эту тему в своем фильме О, где же ты, Брат?, где герои пытаются опередить охотников, которые, по сути, Дьявол и его команда, которые с гончими ада ловят сбежавших осужденных.

Mary Jones 2003
Перевод Linnen, 2008

И теперь, когда мы совсем по новому поглядели на дикую охоту, давайте вспомним о ней в кино и книгах.

Во-первых, совершенно правильно Di Redwitch вспомнила "Дикую охоту короля Стаха" - одну из самых готишных книг и картин советского периода

Действие картины разворачивается в конце XIX века в белорусском Полесье, куда приехал молодой ученый - этнограф Андрей Белорецкий, чтобы изучать народные предания. Он поселился в небольшом поместье Болотные Ялины, хозяйка которого Надежда Яновская - последняя представительница старинного дворянского рода - рассказывает Белорецкому о призраках этого дома: Маленьком Человеке, Голубой женщине и Дикой охоте, наводящей страх по всей округе - от нее погиб и отец Надежды. Согласно старинной легенде, дальний предок рода Роман Яновский предательски убил на охоте мужицкого короля Стаха, и тот перед смертью проклял его. С тех пор ни один человек в роду Яновских не умер своей смертью, а многие погибли от Дикой охоты. Белорецкий отказывается верить в эти средневековые суеверия и решает, во что бы то ни стало, разгадать тайну "Дикой охоты короля Стаха"..."
Основан фильм к слову на книге белорусского автора Владимира Короткевича
"Дикая охота короля Стаха". Ведьма рекомендует.
 

Любые комментарии и коррекции будут приняты с благодарностью. Можно через форум. Можно письмом.

Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir