![]() |
ДИКАЯ ОХОТА |
|
|
Всадники скачут от Нок-на-Рей, Мчат над могилою Клот-на-Бар, Кайлте пылает, словно пожар, И Ниав кличет: Скорей, Скорей! Выкинь из сердца смертные сны, Кружатся листья, кони летят, Волосы ветром относит назад, Огненны очи, лица бледны. Призрачной скачки неистов пыл, Кто нас увидел, навек пропал: Он позабудет, о чём мечтал, Всё позабудет, чем прежде жил. Скачут и кличут во тьме ночей, И нет страшней и прекрасней чар; Кайлте пылает, словно пожар, И Ниав громко зовёт: Скорей! © |
Автор текстов о дикой охоте и псах дикой охоты-
Shellir,
И Псы
CWN ANNWN в работах мастеров
|
...Итак - Дикая охота
Cтрашна ночь,
когда пронесётся, бесшумно ступая по воздуху, над городами и лесами,
полями и реками, свора призрачных пламенноглазых псов, преследующих
добычу. Страшна ночь, когда с воем ветра сплетётся звук рога и
яростные крики загонщиков. Страшна ночь, когда Дикий охотник
преследует свою дичь…
Легенду о Дикой охоте можно найти везде,
где когда-либо обитали кельты и германцы, - то есть по всей
центральной, части северной и северо-западной Европе, от островной
Британии – до Германии, и не вполне ясно, кто из этих двух народов
является «автором идеи». Общее название – Дикая охота - встречается
везде – Wild Hunt, Die Wilde Jagd, Wilde Heer, но есть и множество
местных и/или более поздних названий, например, уэльское Cŵn Annwn
(псы Аннуина), Иродова охота, Каинова охота, гончие Гавриила,
Асгардрейя и т.п. Кроме того, в каждой местности, где приживалась
эта легенда, она так или иначе трансформировалась, адаптируясь к
местным верованиям, и нюансов в описании Дикой Охоты великое
множество.
![]() Иногда в роли Охотника выступает бог – Вотан, Гвин-ап-Нууд, Мананнан мак Ллир или Араун. Иногда фигурирует и леди: кельтская Ниав, дочь Мананнана, или германская Холле-Хель. В других случаях Охотником становится какое-нибудь полумифическое-полуисторическое лицо, всегда, однако, имеющее отношение и к миру живых и к потустороннему миру: например, иногда дикой скачке предводительствует король Артур – не живой и не мёртвый, принадлежащий, по самой известной легенде о его смерти, сразу двум мирам, и миру живых и Аннуину, или бриттский король Херла, потерявший своё время после посещения свадебного пира короля потустороннего мира, или Эдрик Дикий – женившийся в свое время на деве из рода ши, по имени Годда, потерявший ее по собственной неосторожности, и снова нашедший после смерти. Среди этих героев и Роланд, и сэр Фрэнсис Дрейк, и Карл Великий, и Финн мак Кумал, и Дитрих Бернский, и Вальдемар Аттердаг, и даже некий Ян Тригигл, корнуэльский судья (17 век), сбежавший из Ада и возглавивший Дикую Охоту. Иногда в описании Охотника фигурируют рога, но недостаточно данных, чтобы сказать, имеет ли он отношение к Кернунну или другим рогатым богам кельтов, или же это просто христианские представления о том, что Охотник – это сам дьявол, а тот, как известно, обладает этой пикантной деталью внешности. С другой стороны, более поздний миф о Херне-охотнике из Виндзорского леса – совершенно точно связан с рогатым хозяином лесов Британии. ![]() Дикая Охота появляется в темное время года, у кельтов – где-то в районе Самайна, у германцев – зимой, либо перед Йолем, либо во время Йольтайда. По Афанасьеву, анализировавшему германскую версию мифа, Дикая Охота – поэтизированные и мифологизированные представления о тучах и ветрах, грозах и снегопадах, приходящих в конце осени. Дичь Водана-Охотника – звероподобные тучи, а сопровождают его псы, вороны и потерянные души – nachtvolk (ночной народ), бич его – блеск молний, ветер служит опорой копытам коней и раздувает его плащ. По Крису Кершоу и Отто Хёфлеру, Дикая охота – отголоски архаичных обычаев мужских союзов у гэльских и германских племен, когда дружины воинов-зверей загоняли жертву-дичь. Сохранившиеся фрагменты похожих обычаев сохранились и в Британии, в форме мужских игр и шествий в районе осеннего равноденствия. Но если немного абстрагироваться от чисто исторических корней образа, а анализировать только сам образ, можно выделить следующие общие черты Охоты. 1. Охота появляется в темное время года, когда жизнь отступает перед дыханием зимы. 2. Ей водительствуют божества, имеющие отношение к потустороннему миру и/или миру мертвых, либо же люди, побывавшие за гранью и уже не сумевшие полностью вернуться в мир живых. 3. Приходит охота со стороны смерти – с запада или севера (ср. Слуа в шотландских верованиях). 4. На Дикую охоту нельзя смотреть – умирает или исчезает встретившийся взглядом с Диким охотником; в некоторых версиях мифа умирает на месте, в некоторых – разрывается псами, в иных – превращается в загоняемого зверя, до тех пор пока псы не догонят его или пока не найдется иной зверь, в иных - просто присоединяется навечно к кавалькаде. 5. Дикая охота – предвестник бед и смертей. Если проходит над домом – несчастье входит в него; если охоту видят многие – значит, и грядущая беда затронет многих. С другой стороны, есть и ряд из нескольких значительных различий в германском и кельтском мире. У Германцев встретить Wodan Jagd – не безусловно плохой знак. Тому, кто встречает Охоту в полях и лесах, а не под крышей дома, и найдет в себе храбрость поддержать охотничий клич Водана – тот бросит часть своей добычи, которая при свете солнца превратится в золото и серебро. Поля же, над которыми заметили Асгардрейю, принесут в два раза больший урожай. Есть и ряд немецких морализаторских сказок, где Охотник жестоко наказывает неверующего или грешника, после чего тот исправляется. ![]() У кельтов же описания Дикой охоты больше сходны с описанием кавалькад сидов – тогда понятно, почему она появляется в дни Самайна: этот праздник делит год на время, принадлежащее людям, время, когда они обрабатывают землю и пользуются ее плодами, и на время сидов – когда поверхность земли принадлежит им. Охоте водительствует любой из королей Аннуина - но Аннуин это не только мир мёртвых, это потусторонний мир вообще, место постоянного владычества ши. Конечно, всегда есть шанс попасться засидевшимся в холмах ши под горячую руку, но риск тут больше быть увлеченным вслед за всадниками и более не вернуться домой. Ну и, разумеется, Охота не является причиной тех неприятностей, которые могут произойти, скорее – всего лишь предвестником. У островных кельтов, например, были распространены убеждения о ши-хранителях семьи или местности, и о том, что если должно произойти что-то дурное, то дева-хранительница обязательно явится и предупредит: либо одним своим появлением, либо плачем, либо, для совсем уж непонятливых, озвучит прямым текстом. И у кельтов, и у германцев есть древний бытовой мотив, соотносящийся в некоторой степени и с дикой охотой: осенний гон лучшими воинами-зверями племени жертвенной дичи. В Британии до сих пор сохранилась традиция игры молодых мужчин – бег за вожаком. Все неженатые мужчины, способные бежать достаточно долго, убегают в лес за сильнейшим. Его не надо обгонять – только следовать за ним, это своего рода имитация бега волчьей стаи. Нежелательно попадаться на их пути – потому что могут весьма чувствительно побить, но, судя по некоторым обычаям-маркерам, - когда-то очень давно случайного встречного стая могла и убить. Наверное, именно тут лежит корень представлений о том, что встреча с Охотой несёт смерть. Кроме того, следует различать архаичный пласт и наносной, христианский: если Охота представляет собой безусловное зло, и псы поднимают из могил души некрещеных младенцев, и гонят их, как дичь… или если умирает на месте тот, кто видит охоту и душе его уж впредь заказан рай, или Охотник – человек, не принятый ни адом, ни раем, или если на охоту можно глядеть, но она отступает перед молитвой, - то уж тут точно можно быть уверенным, что это христианские наслоения, прижившиеся на древней земле. Отдельно можно поговорить о псах Дикой охоты. У германских народов, где не было особых верований, связанных с собаками, они фигурируют только постольку-поскольку, часто в немецких описаниях собаки даже не бегут впереди Wodan Jagd, а следуют ей. У кельтов же имелась разветвленная система верований о псах холмов, псах ши или вересковых псах с одной стороны, и призрачных псах - сторожах границ мира мёртвых и мира живых с другой. Именно поэтому о гончих Дикой Охоты у кельтов куда больше рассказов, нежели у других племён. Любопытно, что в разных районах псы принимают черты разных типов волшебных собак: они могут быть и бело-красными гончими Аннуина, и болотно-зелёными огромными псами холмов, и угольно черными огненноглазыми или безглазыми гримами - сторожами грани и вестниками смерти. Ну и пару слов о дичи. Ясно, что потерянные - и, понятно, некрещеные или грешные - души в качестве объекта охоты - это уже христианские наслоения. Дичь Дикой охоты вообще упоминается нечасто, но у народов германского корня это чаще всего кабан или олень, у кельтов - олень или заяц. Все это животные жертвенные и символизирующие возрождение, перерождение и часто ассоциирующиеся с умирающими и возрождающимися богами. _______________ Нокнарей - гора в графстве Слайго, увенчанная светлым камнем. По легенде, под камнем похоронена королева Медб. Клот-на-Бар - имя возводят к Cailleah Beare, карге из Бэра. По легенде, она так устала от своей бесконечной жизни, что долго ходила по всей Британии, в поисках водоема достаточно глубокого, чтобы в нем могло утонуть ее бессмертие. Шагая с горы на гору, она нашла подходящее озеро на вершине Птичьей горы в Слайго; название ему Лох Йа (с) Shellir, 2008 |
|
![]() |
ПСЫ
В
КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ Статья Shellir (2015) Илл. Arush Votsmush (в заголовке) и илл. взятые из открытых источников в сети Интернет. |
Псы (Madaigh, Cŵn) в кельтской мифологии - одни из
самых мифологизированных животных, которые ассоциировались, как правило,
с Иным Миром, Охотой и, реже, с исцелением. Конечно, у кельтов, как и у
других народов, пес воспринимался как верный и преданный спутник
человека, как страж и помощник, следующий за своим хозяином, куда бы тот
не отправился. В мифах и легендах множество раз упоминаются псы, которые
сопровождали богов и героев, великих королей и охотников, причем
функции, которые выполнял такой пёс, могли быть очень разнообразными:
они и охраняли дома, и сражались бок о бок со своими хозяевами, и
помогали пасти стада, и охотились. С учётом того, насколько важным в
кельтской культуре был мотив охоты, пёс воспринимался в первую очередь
как гончий, неутомимо сопровождающий хозяина в его лесных странствиях,
выслеживающий и преследующий дичь. Даже при том, что нередко на охоте
использовались своры псов, но, тем не менее, всегда упоминается и
"любимейший" или "лучший" пёс, принадлежавший тому или иному персонажу,
и имена этих псов в изобилии сохранялись не только в старых легендах, но
и в более поздних текстах: например, в Артуриане лучшим и любимейшим
псом короля Артура названа Кавалль, а верным псом Тристана - Хасдент. В
великой охоте, которую собирает Килух, чтобы получить в жены свою
суженую Олвен, упоминается несколько «лучших в мире псов», которые могут
охотиться не только на обычную дичь, но и на дичь волшебную, на зверей
из Иного Мира, и добыть для охоты этих собак, а также псарей, способных
с такими непростыми животными справиться - одна из задач, поставленных
перед героем.
В более ранних легендах гончие из Иного Мира имеют ослепительно белую шерсть, и только уши и глаза у них красные (или огненно-рыжие; но вообще красный у кельтов – цвет, связанный с потусторонним). В историях более поздних этих псов стали чаще представлять как черных – цвета настолько глубокого, что даже темнота ночи кажется в сравнении с их шкурами лишь серой, и с огненными глазами и пастями, полными огня. Но кроме потусторонних гончих были и другие волшебные псы: рассказывали истории о ку-ши, «псах ши», «псах-из-холмов» - огромных, размером с телёнка крупных собак, чья шкура была скорее зеленоватой, цвета травы, нежели черной или белой. Рассказывали о гримах (жутях) – призрачных псах, стражах кладбищ и вестниках смерти, да и многие из «малых фейри» тоже с удовольствием превращались порой именно в чёрных или пятнистых собак. В целом, можно сказать, что белые псы в кельтском мифе – это именно знак судьбы, а черные – знак рока и смерти.
© Shellir, 2015 ПСЫ АННОНА (CWN ANNWN) В РАБОТАХ МАСТЕРОВ Псов Дикой Охоты непросто увидать, да не всякий и будет стремиться... но бывают работы мастеров, в которых они отражаются в той или иной степени. Вот например Псы Аннона работы Дины Ши (всю рабочую галерею ее украшений можно посмотреть вот здесь).
В типовых подвесках часто используют вот это кельтское изображение Псов в разных вариантах.
Но иногда и неканоническое изображение гончих оказывается очень точным по ощущению.
Прасковья Власова, проект "Извне" - "Зимние псы". Возможно какое-то из них ваше... |
|
![]() |
Дикая Охота (перевод Linnen)
|
Тема Дикой Охоты является общей для Северной Европы и Америки, она сочетает в себе как языческие, так и христианские идеи, с повторяющимися элементами, например Адские Борзые. Дикая охота ведет за собой мертвых в иной мир. В определенные ночи священных праздников можно встретить Охотника, который ищет свою жертву. Этот миф существует в Северной Европе и в Америке среди потомков европейских иммигрантов, в противовес средиземноморским и средне-восточным культурам, что не удивительно, так как на севере Европы, конечно, существовало земледелие, но также основой выживания северных народов была охота, особенно в зимнее время. Как гласят большинство легенд, это было и время Дикой Охоты. В некоторых мифах Дикая Охота происходила в канун Йоля, иногда в Саунь, иногда в Ночь Матери, а в Уэльсе – в канун Майского Дня.
Дикая Охота, и тот, кто её проводит, известны под множеством имен:
Описание охоты обычно одинаково: «Раздается сильный шум, лай собак и
крики, затем черный всадник на черном, белом или сером коне проносится
по небу со сворой борзых, а за ним спешит толпа духов. Иногда всадник
без головы. Иногда, особенно в Верхней Германии, на духах можно заметить
боевые раны или травмы от несчастных случаев. Пламя бьет ключом из под
копыт и глаз животных, которые участвуют в процессии. Кони и собаки
часто двух или трехногие. В процессии можно заметить и тех, кто умер
недавно. Разъяренная толпа является угрозой для каждого, кто встречается
ей на пути, но иногда от них можно получить и вознаграждение». В английской легенде охоту возглавляет Херне Охотник. Предположительно, Херне был смотрителем Виндзорского леса во времена Эдуарда Второго. Он спас короля, на которого напал олень, а сам умер в сватке со зверем. Херне оживили местные волшебники, а рога волшебным образом приросли к его голове. По другой версии из-за волшебников он теряет навыки охотника, вешается на дубе (знаменитый Дуб Херне) и обрекает себя вечно скитаться и мстить за свою жизнь. Рога и его имя, естественно, напоминают нам кельтского бога Кернунноса, но прямая связь не доказана. В Англо-Саксонских Хрониках упоминания о
Дикой Охоте появляются в 1127 году: В версии Карты Уолтера (12 век) охотник – Король Херла (вымышленный персонаж), саксонский король, который заключил договор с королем фейри, что он будет вечно молодым до тех пор, пока живет в холмах. Покинув холмы, он не мог спешиться с лошади, иначе мгновенно бы постарел. Вернуться в холмы фейри он тоже уже не мог. Таким образом, он и его люди были обречены скакать верхом вечно. Эта легенда имеет параллели с рассказами об Ойсине и Бране мак Фебале. Похожие персонажи легенд о Дикой Охоте: Дикий Эдрик, Черный Воан, Кэллоу из Фэкенхема, Сэр Питер Корбет, Хэрри-ка-Наб, Старая Матушка Тьма, Грим, Абонд, Диана, Фрау Сельга, Галфора и Сатана. В Америке существует ряд возможных вариаций Дикой Охоты. Первый вариант описан в истории Вашигтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине», где безголовый всадник своим появлением предвещал смерть. Как и другие глупцы, Икабод Крейн проигнорировал предупреждения соседей и встретился со Всадником без Головы, после этого его никто больше не видел (разумеется, в истории Ирвинга намекается, что тот просто сбежал в другой город). Еще есть песня в стиле кантри «Всадники Призраки в Небе», действие в которой происходит на Диком Западе. И, наконец, есть рассказ Роберта Джонсона «Адовы псы взяли мой след», где автор ссылается на историю о сочинителе песен, который продал душу дьяволу, чтобы стать великим гитаристом. Этот певец должен был бегать от гончих ада, что перекликается с темой Дикой Охоты. Братья Коэн также использовали эту тему в своем фильме «О, где же ты, Брат?», где герои пытаются опередить охотников, которые, по сути, Дьявол и его команда, которые с гончими ада ловят сбежавших осужденных. Mary Jones © 2003 И теперь, когда мы совсем по новому поглядели на дикую охоту, давайте вспомним о ней в кино и книгах. Во-первых, совершенно правильно Di Redwitch вспомнила "Дикую охоту короля Стаха" - одну из самых готишных книг и картин советского периода
Действие картины разворачивается в конце XIX века в белорусском Полесье,
куда приехал молодой ученый - этнограф Андрей Белорецкий, чтобы изучать
народные предания. Он поселился в небольшом поместье Болотные Ялины,
хозяйка которого Надежда Яновская - последняя представительница
старинного дворянского рода - рассказывает Белорецкому о призраках этого
дома: Маленьком Человеке, Голубой женщине и Дикой охоте, наводящей страх
по всей округе - от нее погиб и отец Надежды. Согласно старинной
легенде, дальний предок рода Роман Яновский предательски убил на охоте
мужицкого короля Стаха, и тот перед смертью проклял его. С тех пор ни
один человек в роду Яновских не умер своей смертью, а многие погибли от
Дикой охоты. Белорецкий отказывается верить в эти средневековые суеверия
и решает, во что бы то ни стало, разгадать тайну "Дикой охоты короля
Стаха"..." |
Любые
комментарии
и
коррекции
будут
приняты
с
благодарностью.
Можно
через
форум.
Можно
письмом. ![]() |