Rambler's Top100 На главную страницу

ВЕДЬМА: ГЛАВНАЯ  ВЕДЬМИНА ШКАТУЛКА  ВЕДЬМИН КОТИК    ВЕДЬМИНА КУХНЯ   ВЕДЬМИНЫ ПАУЧКИ  ВЕДЬМИНЫ КАРТЫ  ВЕДЬМИН ЧУЛАНЧИК 
 ВЕДЬМИНА БИБЛИОТЕКА  ВЕДЬ МИН ПАТЕФОН    ВЕДЬМИНА ГАЛЕРЕЯ  ВЕДЬМИНЫ СОСЕДИ  ВЕДЬМИНЫ ТОВАРКИ ВЕДЬМИНА КРАСОТА ВЕДЬМЫ В ИСТОРИИ

 САМХЕЙН (SAMHAIN)
31 октября - 1 ноября

Авторские материалы для раздела представили Soit (c) и Shellir (c)
Обновления:
Самайн на острове Мэн  Магия Самайна.

 и дополнительно о
традициях Самайна взяты  с http://www.druidism.ru
найдено у  Cainche - перевод Linnen.

Самэйн (Soit(с)
ИМЯ ШАБАША.

Cамэйн, Самайн, Самхэйн. Мы называем это время по-разному. Иногда ещё можно встретить имя «кельтский новый год». Впрочем, идея и Нового Года, и Празднования принципиально отличается от светского НГ. Дело в том, что Ночь Духов это Ночь, из которой вытекает последняя капля времени, за которой не приходит день. Но сам звук обрывающейся, лопающейся струны, которая пела весь предыдущий год – вот что раздаётся в ночь этого шабаша. Произнесите «Sam-hain». Протяните долго m и n. Прошелестите ssss и легко выдохните h. Это шабаш-шёпот. Прошепчите его имя. И далее мы слушаем тишину Другого Мира. Во время празднования Самэйна лица и мысли обращаются в сторону запада, и восток нового дня заалеет рассветом только на Йоль. В Ночь Всех Духов внимание устремляется туда, где обитают души предков, Род. Абсолютно необязательно полагать, что это подразумевает только умерших родственников, это все те, кто обитают по ту сторону границы этого времени-пространства. По зову на Самэйн появляются те, кого в другие дни мы только чувствуем. В этот раз их можно увидеть, говорить с ними.

САМЭЙН В КОЛЕСЕ ГОДА.

Точная дата праздника в большинстве кельтских общин определяется ежегодно. Ночь Самэйна (а именно по ночам, а не по дням Туата де Данаан и их потомки считают время – вспомните хотя бы английское fortnight, обозначающее «две недели», это редуцированное fourteen nights) обычно попадает между 30 октября и 2 ноября. Это зависит от того, в какую именно ночь Солнце окажется в 10-м градусе Скорпиона.

Самэйн отличается от того, что сейчас называют «Хэллоуином» и празднуют в клубах. Символика праздника такова, что если радость – то спокойная, если знание – то скрытое, если красота – то уникальная для этого времени. В ночь Самэйна Рогатый Бог засыпает в объятиях Богини и покидает этот мир, оставляя Мир в Тишине почти на два месяца. Мы оплакиваем Бога, ценя его дары, щедро розданные нам в этот год, его уроки. Стоит поблагодарить Богов за силу, которую они дали нам, чтобы прожить уходящий год. Это время не траур, это время внутреннего покоя, внутренней тишины. Только в этом состоянии можно приподнять завесу между мирами. Мы можем позвать тех, кто был нам дорог и покинул нас. Часто при приближении Самэйна нас самих начинают звать с той стороны. Мы ощущаем потребность вспоминать близких, тех, кого с нами нет. Мы остро тоскуем по своим собственным следам на пути прошлых воплощений и отправляемся в Ночь Самэйна в путешествия во времени, чтобы вспомнить самих себя.

САМЭЙН И ТРАДИЦИИ НОЧИ ДУХОВ. 

Самэйн – время одиночества, в тёмные ночи мы пробираемся к скрытому в собственной душе, в своих тайниках. Это возможность разобраться в себе. Именно поэтому в неделю до и после праздника часто появляется ощущение новой освоенной ступени, инициации. Получается то, чего раньше не выходило, прежние умения становятся ещё точнее. В канун Самэйна приходит знание о лишнем, мы осознаём, что в нашей жизни – ненужное украшение, досадная помеха. Изжившие себя отношения, старые вещи, любая обуза – всё это, бережно хранимое когда-то, теперь нужно отпустить. Мы не просто испытываем потребность расстаться с этим, мы наконец можем это сделать – и в Ночь Духов разбрасываем камни без боли и сожалений.

В этот вечер даже обычная уборка приобретёт магическое значение – соберите весь хлам, копившийся годами и собиравший на себе пыль и ваше собственное раздражение, и избавьтесь от него. Выметите за ворота ваши обиды и не позволяйте более никому устраивать мусорные кучи на вашем пути, будь то самые настоящие кучи пыли или же кучи чужих проблем, аккуратно перегружаемые на ваши плечи. 

Поэтому кроме ритуалов объединения и подведения итогов прошедшего года в Самэйн вспоминают своих родственников, тех, кто встретился на пути в этой и других жизнях. Вспоминают добрым словом, зажигают светильники и свечи в их честь, пьют их память и память их дел. Духов, почтивших собрание своим присутствием, приглашают к трапезе. Застолье на Самэйн сродни поминальной тризне:

- принято угощать всякого, кто по прихоти судьбы оказался рядом;

- по этой же причине на Самэйн не устраивают бурного веселья и фейерверков: это светские удовольствия, оставьте их для общественных мероприятий;

- Самэйн – тот праздник, когда не принято отказывать искренне просящему;

- на стол накрывают, ставя приборы для тех, кто покинул вас (семью или общину, компанию, ковен) в уходящем году;

Помяните дела друзей и врагов ваших, оцените по заслугам то, что было ими сделано для вас. Если ранее вы хотели возмездия – постарайтесь осознать, что вас – такой или такого – не было бы, не существуй всех, кто так или иначе повлиял на ваше мироощущение. Не просите мести или бед на чьи-то головы. Просите воздаяния, отдайте решения в руки богов или предков и освободитесь: вдохните покой Ночи Самэйна.

Если на ваше приглашение откликнулись, приветствуйте гостей, как и подобает радушным хозяевам (если вы боитесь тех, кого собираетесь вызывать, то нечего даже и думать о подобных ритуалах!) Обращайтесь с ними почтительно, и это общение оставит только приятные воспоминания, обогатит полезным опытом.

 Если вы подбирали удачное время для путешествия в собственное прошлое – лучше момента не найти. Когда костёр шабаша перестанет полыхать и гудеть, пусть жар маленьких языков пламени над углями ведёт вас. Опуститесь на дно своей памяти и позовите себя. Идите на свой голос. Вы пройдёте сквозь тонкую пелену времени, и следы ваши будут светиться как угли костра. Вы проложите новый путь от себя к себе. Тепло и свет помогут вам вернуться в мир, где на 51 день замерла тишина.

 Цвета Самэйна – огненно-рыжий, коричневый, чёрный – цвета огня, цвета факелов. В ночь Самэйна огонь на алтаре - не просто дань почтения богам - он охраняет ваш очаг, защищает его своим ясным ровным светом. Пусть свечей будет много. Можно сделать традиционные светильники из тыкв и поместить в них свечи, зажжённые от алтаря. Можно создать дополнительные светильники из сосудов оранжевого стеклcа и поместить внутрь греющие свечи. Такие светильники ставятся на подоконники и за порогом. Они отгоняют не только незваных гостей из Мира Духов, но и охраняют ваш дом от замыслов ваших врагов, от зависти и злобы, которая может быть направлена на вас.

© сойт, октябрь 2005

Данный материал взят с сайта: http://soit.ru/  см. также http://soit.narod.ru 

Самэйн (Shellir (c)

Самайн – большой праздник порога, обозначающий не только смену времен года (окончание осени и начало зимы), но и смену светлой шестимесячной половины года, начинающуюся Бельтаном,  его темной половиной.

В этот день солнечный Бог умирает для земного мира и уходит в мир потусторонний, открывая тем самым дверь между мирами. Богиня же в это время выступает в ипостаси Старухи, держащей в руках кривой нож или серп, символизирующий убывающую Луну. Ее светлая, плодородная и животворящая часть уходит вслед за Богом в потусторонний мир, а бесплодная, разрушительная и связанная с хаосом ипостась остается в земном мире   – и лето меняется зимой.

[more]

Самайн – важный кельтский праздник, первое письменное упоминание о котором найдено в календаре Колиньи, датированным примерно 1-м столетием нашей эры, где праздник отмечен как SAMONIOS (единственный, к слову, праздник, который там вообще отмечен)

Кстати, сейчас на современном ирландском языке название праздника пишется как Samhein, а читается как «Саунь», в средневековом прочтении он, видимо, звучал как «Савань» или «Савэнь», а вот архаичное произношение предположительно было ближе всего к традиционному «Самайн», т.к дифтонг [mh] стал читаться как [v] только в раннем средневековье, а [h] само по себе в любом случае немое и не произносится.

Значение слова неясно, по ряду традиций его смысл возводят к  санскритскому samana (собрание, сход), по другим традициям - к словам samos (лето) и giamos (зима).

Самайн часто рассматривают как «новый год», но начало года он обозначал только у части кельтских племен, прочие же считали за начало года Бельтан. С точной датой празднования  Самайна тоже возникают некоторые сложности: много споров идет о том, является ли праздник привязанным к определенной дате или он  скользящий, соотносится ли он в том числе и с лунными фазами. Для меня лично показательным моментом является то, что в момент прихода христианской церкви в языческие земли христиане повсеместно старались заменять  языческие праздники своими – и такие праздники-замены приходятся как раз на 1 и 2 ноября – это День всех святых и День всех душ (добавленный позднее, с 998 г.). Так что я лично больше склоняюсь к тому, что основной день празднования Самайна приходился как раз на один из этих дней и скользящим не являлся (скользящие языческие праздники в христианской традиции заменялись скользящими же христианскими торжествами – Пасха и т.п.).

 

Социальная составляющая праздника преимущественно выяснена и сложностей не составляет – это время сбора податей, приношения даров власть имущим, время пиров и сбора королей, вождей и народа, это был своеобразный тинг, общий совет «в дружественной обстановке».

 

С ритуальной составляющей все значительно сложнее.

Из отрывочных письменных источников известно, что в эту ночь (так же как и на Бельтан) во всех домах тушились огни и друиды возжигали новый огонь (огонь темной половины года, огонь зимы). Много верований было, видимо, связано с тем,  что законной властью будет обладать тот, кто первым зажжет ритуальный «правильный» огонь в эту ночь – именно поэтому, видимо, под страхом смерти запрещалось после захода солнца зажигать вообще какой-либо огонь прежде огня короля. Но и это не всегда уберегало королей: как гласят письменные источники, «в Самайн у уладов не больше сил, чем у женщины во время родов», и периодически случалось, что неугодного правящего короля подвергали так называемому «ритуальному умерщвлению» - его топили в бочке с вином или живьем сжигали в королевском доме.

Ритуальный огонь, зажигаемый друидами,  должен был быть новым и чистым, зажженным правильным способом, его добывали, видимо, высеканием либо трением; священным также являлся огонь, зажженный от молнии. Кроме того, ритуальное значение имели и породы деревьев, из которых складывался костер.

Кстати, новый огонь надо приносить в очищенное пространство – поэтому обязательным считалось хорошо вычистить домашний очаг и прибрать дом.

В огонь кидали и жертвы – рыбьи кости, мясо, плоды, клочки шерсти домашних животных и т.п. Женщины и девушки гадали как о замужестве, так и о согласии в семье, кидая в "огонь зимы" два каштана и наблюдая за их поведением - раскатятся они в стороны или сгорят рядышком, бок-о-бок.

 

Ритуалы праздника в целом плотно связаны с миром мертвых и потусторонним миром вообще (кстати, даже когда римляне добрались до Британских о-вов, ничкакого влияния на традиции праздника они не оказали, т.к. сами праздновали в эти дни, как все приличные люди, Фералии - дни поминовения мертвых и день Помоны, богини растений и древесных плодов).

На Самайн все миры пребывали в равновесии и были равно открыты друг для друга. В этот день распахивались сиды,  и не только мертвые, но и бессмертные (боги, ши) получали доступ в мир людей, а люди, соответственно, в потусторонний мир. В этот непродолжительный период идет активное общение существ всех миров; по легендам в это время заключались браки между людьми и ши, живые возвращали долги мертвым и наоборот, герои попадали в сиды или умирали, навсегда уходя в потусторонний мир (к примеру, на Самайн умер Кухулин), свершались великие битвы (обе битвы при Маг Туиред, когда в бою встречались, в первом случае, боги и люди клана Фир Болг, предположительно какого-то фракийского народа;  а во втором – боги и фоморы),  в этих праздничных днях заключено все – начало, существование и завершение, их время спрессовано, искажено (тут прошел год, а там минута) и возможно, времени вообще не существует – и поэтому Самайн часто называют «Днями Безвременья».

 

По современным обычаям отмечания Хеллоуина можно реконструировать некоторые архаичные обычаи празднования Самайна.

Во-первых, древним и неизменным является [b]обычай «двух видов пищи»[/b]: первая готовилась для живых, вторая – специально для мертвых, в частности для душ предков, которые придут в этот день навестить свои семьи и посудачить о делах. Кстати, именно из-за того, что мертвые непременно придут навестить живых, для них часто оставляли открытыми либо двери, либо окна, обращенные на запад (этот обычай и до сих пор распространен, к примеру,  во Франции при празновании Хеллоуина). Еще интересна связанная с умершими традиция, заключающаяся в том, что молодые члены семьи участвуют в ритуальных шествиях и играх на улице или в специально отведенных для этого местах, а те, что постарше, остаются дома и вслух проговаривают друг с другом все значимые события минувшего года, сплетничают (кто женился, кто развелся, кто родился, кто с кем гулял, что купили, сколько телят корова принесла и пр.) таким образом информируя мертвых родственников обо всем, что случилось с живыми.

Во-вторых, распространенной является [b]традиция ритуального возвращения пищи мертвых живым[/b]. Например, в Уэльсе долго сохранялся обычай так называемого «посольства мертвых», когда бедняки одевали маски мертвых и устраивали шествие от одного зажиточного  дома к другому, и получали в каждом понемногу от приготовленной для мертвых пищи. Отказывать в пище участнику такого шествия – означало оскорбить своих умерших и таким образом разрушить свое имеющееся на текущий момент благосостояние. Трансформацию этого обычая мы наблюдаем в современной традиции, когда дети в страшных масках ходят по домам и выпрашивают конфеты.

 

Некоторая сложность включения Самайна в земледельческий календарь колеса года связана с тем, что праздник складывался у кельтов в период преобладания скотоводчества, с которым он плотно связан – земледельческие моменты в это время года уже не являются важными – урожай собран, все собранное сложено на хранение. Зато в этот период домашних животных сгоняли с пастбищ обратно к человеческому жилищу, производился ежегодный отбор – какие из животных остаются для размножения, а какие будут забиты на мясо. Кстати, убой скота периодически связывают с умиранием и жертвенностью Бога.

Но, невзирая на первичную скотоводческую тематику праздника,  и с плодами земли было связано много поверий и ритуалов. Большое значение имели яблоки (вспомним Эмайн Аблах – «рай яблок» или Аваллон – «остров яблок», кельтские названия посмертного пристанища душ) и ритуальные игры, с ними связанные.

Кроме того, на Самайн заканчивалось своеобразное «перемирие» с духами земли, вступавшее в силу на Луннасу, когда плоды почвы можно было брать безнаказанно -  и, начиная с этого праздника, не собирали уже ничего, ни того, что растет на земле, ни того, что остается на кустах и деревьях, ибо теперь за каждый плод надо платить и не факт, что ту плату, которую человек может предложить, примут. Духам земли, так же как и мертвым, приносили жертвы – это делалось для обеспечения возвращения порядка  после «времени хаоса» и для обеспечения безопасного будущего, возобновления перемирия с фэйри на следующую Луннасу и т.п.

 

Как я уже говорила, Богиня выступает на Самайн в образе Старухи – это ее хаотический, разрушающий аспект, но и в то же время аспект мудрый и регулирующий.

В праздники ей также приносились в жертву детеныши животных, рожденные в неурочное время (новорожденных ягнят, козлят и т.п. очень трудно выкормить в зимний период), а также, возможно «неправильные» плоды – деформированные, «странные» плоды и коренья.

В современных ритуалах праздника к Богу обращаются, стоя лицом к западу, в направлении заката, а к Богине – стоя лицом к северу, в направлении полуночи, старости, смерти и разрушения.

Свечи Богини – белые (цвет смерти), коричневые (старости и увядания), оранжевые (цвет пламени).

В жертву ей часто приносят зерно и/или бобы, которые повторяют судьбу ее умершего мужа и сына – они сначала похоронены, а потом прорастают и оживают, чтобы потом еще раз умереть.

Вообще лучше зажечь больше свечей и фонариков, чтобы осветить путь душам, возвращающимся домой – и отпугнуть незванных гостей из потустороннего мира.

 

И еще немного по поводу тыквы и Джека Фонарщика (Jack O’Latern).

Тыква  растение американское, и попало в Европу с колумбом. К  традиции отношения не имеет.

Jack O’Latern, символом которого, фонариком из какого-либо плода, надо отпугивать всякую нечисть  - из христианского предания-сказки о том, как этот самый Джек сторговал у Дьявола то, что его душа никогда не попадет в ад, но и в рай Джека, при жизни дебошира  и пьяницу, не пустили. И с тех пор он, подобно Агасферу, бродит по ледяной пустыне, которая лежит между земным и потусторонним миром, в ожидании судного дня, освещая себе путь прихваченным из ада угольком, спрятанным в выеденной тыкве.  Тут, возможно, и прослеживаются  связи с архаикой – но с уверенностью ничего сказать нельзя, кроме того, что и до христианства из поздних плодов вырезали фонарики и повсюду расставляли и развешивали их.

Немного поговорим о том, какие блюда связаны с празднованием Самайна.

"Рыба, пиво, орехи, ливерная колбаса -
Вот, что положено в Самайн -
огонь в веселом стане на холме, -
сбитое молоко, хлеб и
свежее масло"
(с) К. Мейер,
"Путешествие Брана"



Как и при праздновании прочих календарных праздников, праздничная трапеза Самайа формируется из "плодов сезона" - то есть из того, что было недавно собрано или законсервировано на недолгое хранение.
В первую очередь надо отметить, что в октябре производится забой "лишнего" скота, т.е. животных, которых нет возможности выкармливать в течение всей наступающей зимы.
Мясо сохранить гораздо проще - на домашних ледниках, путем засаливания, копчения, вяленья и т.п., а вот потроха хранятся плохо, и их съедают в первую очередь, поэтому одним из основных блюд будут являться кушанья, приготовленные из потрохов.
Кроме того, на праздничный стол обязательно попадет еда, приготовленная из поздних овощей: кабачков, тыквы, картофеля, моркови и т.п.
Впрочем, хочу обратить ваше внимание на то, что так ассоциирующаяся с Хеллоуином и, как следствие, с Самайном, тыква - американское растение, которое попало в Европу только после Колумба. То же самое можно сказать и о картофеле - так что приверженцам точного следования традиции следует исключать эти продукты из праздничного меню, заменяя их репой и турнепсом, капустой, редькой и т.п., то есть исконными европейскими растениями.
В это же время активно заготавливают масло, поэтому свежее сливочное масло обязательно присутствует как в блюдах, так и на праздничном столе.
Кроме того, ко времени празднования Самайна уже есть свежесваренное пиво, сидр, вина - которые обязательно включаются в праздничное меню; с учетом российской специфики можно включить в "питейное меню" мед и сбитень. Впрочем, ритуальным напитком для почитания Богини в образе Старухи было и остается красное выдержанное вино - никто, согласитесь, не мешал приберечь бутылочку с прошлого-позапрошлого года )
Также традиционно нужно запастись мелкими угощениями: это, конечно, орехи (преимущественно лещина), кроме того, делаются домашние конфеты, карамелизированные яблочки, ириски и прочие сладости и пирожки с мясом. - вообще блюда для Самэйна по случаю наступления холодов довольно тяжелые и сытные.
И не забываем о хлебе - свежий, горячий, самостоятельно испеченный хлеб - хороший атрибут для любого праздника

Shellir (c)

 

31 октября на острове Мэн

31 октября (11 ноября по старому стилю) канун христианского праздника «Дня всех святых». Канун этого дня известен в Англии как Хэллоуин, а на остове Мэн называется Oie houiney . Сам день называется Sauin, Souin или yn Tauin, что соотносится с Ирландским и Шотландским праздником Samhain (Саунь).

Изначально это был первый день первого зимнего месяца, а также первый день кельтского года. На острове Мэн до сих пор сохранилась традиция верить в силу этого дня. Например, по этому дню предсказывают погоду на весь год. В Ирландии праздник Саунь,  был днем пророчеств и предсказаний. В Уэльсе до недавнего времени женщины собирались в церкви, чтобы погадать на пламени свечи, которую держали в руках, а также услышать имена и посмотреть на гробы тех, кто умер в уходящем году. Шотландцы верили, что все колдуны и ведьмы особенно сильны в это время и совершают разные злодеяния. На острове Мэн бытуют аналогичные верования. Поэтому, в этот день было необходимо умилостивить Фейри, которые очень благодушно относятся к такому вниманию, особенно в эту ночь. Вследствие этого семьи не убирали со столов остатки ужина, а также оставляли на столе кувшины с водой, чтобы представители «Маленького Народца» могли освежиться. Профессор Рис говорит, что причина, по которой эта ночь расценивалась как «Сатурналия  всего страшного и сверхъестественного в мире духов» была в том, что «Бог-Солнце, чья сила постепенно убывала с праздника Урожая 1 августа, уступал своим врагам, силам Тьмы и Зимы. Это был их первый час триумфа после периода покорения, и народное воображение рисовало их гордо шествующих с особой наглостью и агрессивностью». По сути это было время, когда исход битвы, произошедшей в мае, менялся на прямо противоположный. Тогда доминировали силы Света, а теперь силы Тьмы. На холмах и кострах зажигались костры, чтобы отпугнуть ведьм, колдунов, фейри и злых духов, а также очистить скот, который проводили между кострами.

Следующий обычай существовал до недавнего времени. Ряженые ходили от дома к дому распевая любопытные припевы, о значении которых мы можем лишь догадываться.

Hog-annaa – Эта старая ночь Голландтайда *:
Trolla-laa – Луна прекрасна и ярка.
Hog-annaa – Я пошел к колодцу,
Trolla-laa –И утолил свою жажду;
Hog-annaa – На обратном пути
Trolla-laa – Я встретил ведьму-кошку;
Hog-annaa – Кошка оскалилась,
Trolla-laa – А я побежал.
Hog-annaa – Куда ты бегал?
Trolla-laa – Я бегал в Шотландию.
Hog-annaa – Что они там делали?
Trolla-laa – Пекли лепешки и жарили коллопы.
Hog-annaa --Trolla-laa! 
Если вы собираетесь дать нам что-то, то давайте скорее,
А то мы унесемся по свету Луны --Hog-annaa! 

* Holland-tide – в Англии одно из старых названий этого дня, а также название для сезона, когда появляется Голландское течение, которое мы называем Гольфстрим

Профессор Рис приводит иной, более понятный, стих, который он услышал на севере острова.

Oie Houna
Shibber ny gauin(a)
Cre gauin marr mayd?
yn gauin veg vreac

Канун Голландтайда
Ужин из коровы
Какую корову мы убьем?
Маленькую пятнистую корову

В этой песенке было больше строк, но человек, который рассказал её профессору, их забыл.

Первая строка припевов ранее звучала как «Hog-annaa – сегодня Новогодняя Ночь», что в очередной раз доказывает, что это была последняя ночь уходящего года. В эту ночь выгребали пепел из камина, а плющ ставили в воду. Теперь эти действия производятся 31 декабря. Слова Hog-annaa, trollalay, возможно идентичнысо словами шотландской новогодней песни Hogmanaye, trollalay. Во Франции также существует похожий обычай и слово En Basse Normandie les bauvres le dernier jour en demandant l’aumosne, disent Hoguinanno (В Нижней Нормандии бедняк в последний день (года), прося милостыню, говорит Hoguinanno). В связи с этим, мы можем с уверенностью говорить, что 31 октября была последняя ночь в году.  Что касается значения этого слова Hog-annaa, Hogmanaye, или Hoguinanno, мы можем осмелиться предположить, основываясь на том, что шотландская форма более точная, что это слово, а также и trollalay, скандинавского происхождения и имеет отношение к Фейри и Троллям. Мы знаем, что в эту ночь считалось необходимым умилостивить обитателей Волшебной Страны, которые вместе с ведьмами, колдунами и духами всех типов были повсюду и были особенно сильны.

Возможно, мы можем перевести  Hog-man-aye в Hanga-man-ey («Человек из холма (на) всегда»). Считалось, что Фейри обитают в hows или tumuli (зеленые холмы). А trollalay переводим в  trolla-á-lá («тролли в прибое»). Фейри считались самыми могущественными из всех существ, поэтому их старались умилостивить, чтобы они защитили людей от остальных волшебных созданий.

Мальчишки, которые ходили и распевали эти песни, носили с собой кочаны капусты или репы, наколотые на длинные палки. Этими приспособлениями они стучали в двери домов до тех пор, пока жители им не вынесут сельдь, картофель или аналогичные подарки.
Традиционный ужин в эту ночь состоит из картофеля, пастернака и рыбы, истолченных вместе, и перемешанных с маслом. Также пекут пирог, который называется Soddag valloo или dumb cake. «Каждая женщина должна помогать смешивать ингредиенты (муку, яйца и скорлупу, сажу и т.д.), месить тесто и печь пирог на углях, когда пирог достаточно пропечется, его делили и ели, а за тем, не произнося ни слова, ложились спать. Во сне девушки ожидали увидеть образ мужчины, что предназначен им судьбой в мужья. 

Вот еще один рецепт, как во сне увидеть будущего мужа в эту ночь. Надо утащить соленую селедку у соседей так, чтобы они этого не узнали, обязательно все должно происходить в темноте, а также надо прихватить первое, что попалось под руку. Затем отнести сельдь домой и жарить её на углях, пока она не подгорит. Обязательное условие – соблюдать полную тишину, пока ешь и после еды. Съесть надо всё целиком с косточками, шкварками и всем остальным. Как только пробьет полночь надо лечь  в постель, раздеться в темноте, и не в коем случае нельзя пить и вообще касаться воды. Если все инструкции были соблюдены, то будущий муж явится во сне и подаст воды.

Вот еще одно гадание. Девушки набирали полный рот воды, а в обеих руках зажимали по щепотке соли. Так они шли к дверям своих соседей и подслушивали их разговор. Какое первое имя они услышат – так и будут звать будущего мужа.

Таковы были обычаи этой ночи на острове Мэн, и они практически идентичны обычаям всего Объединенного Королевства. Наиболее популярное гадание – это обжаривание орехов. В Шотландии этот обычай записал Бёрнс, в Ирландии – Брэнд. Слова, которые мы цитируем, вполне походят для описания обряда, который совершают на острове Мэн:

Орехи старухи славно горят,
В камине они кружатся,
И многих женщин, и юных дев
Судьбы в ту ночь вершатся.
Милых бок о бок жгут
Они вместе пылают красиво,
Другие с гордым упрямством бегут
И выскакивают из камина.
Вот как важна эта ночь!

Джен спит и видит сон
Что же он ей покажет?
Вот это Джок, а это я,
Сама себе она скажет.
В неё влюблен, она в него,
От нее никогда не сбежит.
Фуф! Он разжег камин
У Джен даже сердце горит
От того, что увидела ночью

«Есть ирландский обычай гадать на верность возлюбленного, для этого надо положить три ореха не решетку жаровни, называя их именами влюбленных. Если орех трескается или выпрыгивает, значит этот человек, в честь которого назвали орех, изменил. Если орех загорается, то у него есть чувства к тому, кто проводит гадание. Если горит орех, названный в честь девушки, и орех, названный в честь её возлюбленного, то они поженятся».

Есть и традиционные развлечения, которые устраивают в этот день. Например, в чан с водой кидают яблоки, а игроки должны поймать их зубами. Также считается, что ребенок, рожденный в этот день, обладает магическими способностями и поддерживает связь со сверхъестественными существами.

Из книги «The Folk-Lore of the Isle of Man», A. W. Moore, 1891
Перевод Linnen, 2008

И еще о Samhain

Другие названия праздника: Allantide (Корнуольское), All-Hallow's Tide ("Alhalwyn-tyd," германское), All Souls' Day (христианское), Calan Gaeaf или Hollantide (валлийское), Halloween (американское), Kala-Goanv (бретонское), Sauin (мэнское), Samhain (ирландское), Samhiunn (шотландское), Trinouxtion Samonii (галльское, с календаря из Колиньи).

Старинный шотландский стишок:

Хэй! Хо! Хэллоуин!
Все ведьмы пришли
Кто-то в черном
Кто-то в зеленом
Хэй! Хо! На Хэллоуин!

Саунь был кельтским новым годом. Самое раннее упоминание об этом празднике встречается на календаре из Колиньи, где год начинается с месяца, который называется Samonios, что перекликается с современным ирландским названием месяца Ноября (Samhain). Согласно календарю из Колиньи, он начинается Тремя Ночами Конца Лета (Trinouxtion Samonii).

Исходя из мифологических циклов это день больших перемен. В ирландской мифологии в это день родился Энгус Мак Ог, Дагда сошелся с Морриган на Саунь перед началом Второй Битвы при Маг Туиред, которая также происходила во время этого праздника. Также Саунь является важным днем в Ульстерском цикле и цикле мифов о фениях. В некоторых версиях «Истории Талиесина» поэт находит Элфина именно в этот день. Во многих сказках и более поздних историях о фениях в этот день открывались холмы и Ши выходили в наш мир. Мы можем сделать вывод, что это день великих перемен, перерождения, день, когда порядок отвоеван и восстановлен.

Кельты верили, что в этот день граница между нашим и иным миром очень тонка, как и в Балтэне. Соединившись с католическим Днем Всех Святых этот праздник стал днем поминовения усопших. Но также это был праздник последней жатвы перед наступлением зимы. Так, например, валлийское название праздника (Nos Galen-gaeof) переводится как Ночь Зимних Календ и знаменует собой начало зимнего периода.

В современном календаре это праздник называется Хэллоуин, его название восходит к раннему периоду современного английского языка "All Hallows Eve"- так называется канун Дня Всех Святых в католическим календаре. Изначально этот праздник отмечали 1 Мая, но позднее под влиянием ранних средневековых ирландских монахов дата сместилась на Саунь. Тем не менее сам праздник также попал под это влияние, совмещая в себе канун Дня Всех Святых и последний день праздника Всех Душ, что возвращает нас к старо-галльскому Trinouxtion Samonii. Праздник с традицией переодевания и Джеком-о-Лентером был привезен в Америку ирландскими иммигрантами в 19 веке. Хэллоуин сохранил в себе все мрачные атрибуты, сделав акцент на Празднике Мертвых, и потеряв смысл Нового Года и почитание Ши.

Стоит особо упомянуть, что не существует ирландского «Бога Смерти», тем более нет бога по имени Samhain, упоминание о котором можно найти на некоторых сайтах и в некоторых книгах – это ложные сведения. Есть аргументы в пользу того, что в валлийском пантеоне Араун или Гвин ап Нудд могут считаться в некотором смысле богами смерти, но в ирландском пантеоне официального бога смерти нет. (Хотя есть гипотезы, что Донн или Миль являются такими богами, как сказал Цезарь, галлы верили, что являются потомками Диса. Римляне считали Диса богом смерти. А ирландцы иногда называются потомками Донна или Миля).

Обычаи:

Один из популярных обычаев в честь мертвых – немой ужин. Обычай состоял в том, чтобы оставлять праздничную еду для умерших. Немым он назывался потому, что мертвые не разговаривают. В этом обычае прослеживается связь не только с умершими, но и с праздником урожая. В Пемброкшире он носит название «cinio cynhaeaf» (обед в честь урожая) или «ffest y wrach» (праздник ведьмы), что соотносится с традициями в честь урожая. Также праздник связан и со временем забоя скота. Так, в валлийском языке, месяц Ноябрь называется Tachwedd, что переводится как «забой». Мясо забитых животных потом готовили и подавали на праздничном ужине.

Люди верили, что в это день духи бродят по земле. Некоторые из них принимают форму ladi wen (белой леди), а другие hwch ddu gwta (безхвостой черной свиньи), которая пугает людей. Молодые люди разжигали большие костры и поджаривали на них яблоки. Затем в огонь кидали камни. Если с утра камень лежал в пепелище, то это означало, что год будет благоприятным и человек, который кинул камень, будет здоров. Если камень не могли найти, то это означало, что человек умрет. Люди проводили всю ночь, танцуя и прыгая через костры, пока те не затухнут. Часто они напевали такие песенки:

Hwch Ddu Gwta a Ladi Wen heb dimm pen
Hwch Ddu Gwta a gipio'r ola
Hwch Ddu Gwta nos G'langaea
Lladron yn dwad tan weu sana

Бесхвостая черная свинья и Белая Леди без головы
Бесхвостая черная свинья схватит последнего
Бесхвостая черная свинья в канун зимы
Воры спешат вязать чулки.

Похожие колядки (gwrachod) пела молодежь:

Nos g'langaea', twco 'fala',
Pwy sy'n dod ma's i whara?
Ladi wen ar ben y pren
Yn naddu croes ymbrelo;
Mae'n un o'r gloch, mae'n ddau o'r gloch
Mae'n bryd i'r moch gael cinio.

Канун зимы, еда из яблок
Кто выйдет поиграть?
Белая Леди на верхушке дерева
Крутит ручку зонтика
Час, два
Пора свинье обедать.

Опять мы встречает упоминание о Белой Леди и свинье.

Эта ночь хороша для гаданий. Молодежь жгла орехи. Чьи орехи горели ярко – те вступят в брак.
Как и ирландцы, валлийцы опорожняли репы и вставляли туда свечи, чтобы, как говорят, отпугивать людей, а не духов.

Еда:

В Монтгомеришире девушки предпочитали stwmp naw rhyw (месиво из девяти сортов), в которое входили: картофель, морковь, турнепс, горох, пастернак, лук-порей, перец, соль и молоко. В этой массе прятали кольцо, и та девушка, кому оно достанется, выйдет замуж в течение года. В другой части Уэльса пекли оладьи. При чем в процессе их изготовления участвовали девять девушек, что нам напоминает слова о котле Аннуна из стихотворения Талиесина:

Из Котла первое слово когда явилось?
Дыхание девяти девиц его согрело.
Не котел это вождя Аннуна
С толстой кромкой вдоль жемчужного края.
Он не сварит еду для труса,
Сверкающий меч ему принесут

Кроме того, праздничный обед включал в себя кубки эля, игры, в которых надо укусить подвешенное яблоко, драку за яблоки. Люди также ходили и собирали еду для умерших
«hel bwyd cennad y meirw»(сбор еды посланцем мертвых).

Mary Jones © 2004
Перевод Linnen 2008

Магия Самайна

От Linnen: Чувствую необходимость написать пару слов до статьи. Текст из книги 1887 года, и в нем уже с первых строк достаточно часто упоминается дьявол. Не хочу, чтобы это кого-то ввело в заблуждение, он тут совершенно не при чем, вы поймете это прочитав сам текст. Просто его упоминание использовано для усиления порицания церковью языческих традиций, гаданий на Саунь и ведьмовства. Приятного чтения. 

Древние ирландцы делили год на лето (Саура) и зиму (Геври), лето начиналось с мая, а зима с ноября, который носит название Саунь (конец лета). В этот сезон, когда солнце умирает, силы тьмы творят много зла и влияют на окружающий мир. Ведьмы говорят, что в это время они могут летать по воздуху с Дианой Ефесянской, Иродской и другими, связанными с дьяволом; обращать мужчин в зверей и с огромной скоростью скакать с мертвыми на лошадях-призраках. Также в канун ноября посредством определенных вызываний можно призвать духа умершего и задать ему вопросы: для этого на мертвое тело брызгали кровью, тогда оно поднималось, так как говорят, что мертвые любят кровь. Цвет крови завораживает их, дает силу и подобие жизни. 

Широко были распространены и всякие гадания на огне, земле и воде: но, как писал древний автор: «Все гадания подобного вида прокляты, так как работают во благо падших ангелов, которые дают знания только через злой умысел и вредят спрашивающему. Ни времена, ни сезоны не несут удачу или неудачу; ни движение луны, ни смерть солнца, ни так называемые египетские дни, так как для христиан все времена благословенны. Это и есть доктрина Святой Церкви, что должен принять к сердцу каждый… Но хорошо написанная молитва к Господу может носиться на шее, так как это сделано во славу Святого Духа и в согласии с правилами церкви…»

Автор ссылается тут на часть ткани, на одной стороне которой написано «Мария», а на другой «I.II.S». Она защищает от злых духов, а также служит пропуском на небеса и гарантирует защиту от мук ада, так как Благословенная Дева берет носителя под личную опеку. Молитву помещали в маленький шелковый мешочек и повязывали на шею, а также клали в гроб покойнику, чтобы ангелы не забыли о нем на воскресении к Судному Дню. Эту молитву не давали носить злому человеку, так как она свидетельствовала о праведной жизни на земле и благословляла на жизнь на небесах. 

Все чары, совершаемые в канун ноября, творятся во имя дьявола, который в дальнейшем влияет на судьбу вопрошающего. Для самого необычного колдовства надо постирать одежду в ручье, повесить её на терновый куст и ждать, пока появится видение будущего возлюбленного, чтобы завернуться в неё. Но шутки, которые разыгрывает молодежь друг с другом в этот день, приводят к самым ужасным последствиям. Одна девушка умерла от страха, когда такое видение появилось и завернулось в одежду, которую она повесила на куст. А одна леди рассказывала, что 1-го ноября её служанка вбежала в комнату и упала в обморок. Она призналась, что в ту ночь во имя дьявола смотрелась в зеркало, но что она там видела, не смеет произносить, так как видение её не покидает, и одна знает, что однажды умрет от шока. Они попытались высмеять её страхи, но на следующее утро, её обнаружили мертвой, черты её лица были искажены от страха, и лежала она на полу перед зеркалом, разбитым на мелкие кусочки.

Другое колдовство называется «строительство дома». Берется двенадцать «пар», сделанных из двух побегов падуба, связанных между собой льняной нитью. Их именуют и втыкают по кругу в глину. Горящий уголь кладут в центр круга, и та «пара», что загорится первой, и поженится первой. Затем во имя дьявола призывается будущий муж, явиться и загасить пламя. 

В том случае, если на зов является мертвец в саване, то он безмолвно уводит девушку с праздника, страх завладевает её рассудком, и она навсегда остается безумной. Страх такого появления вечно преследует её, так как люди верят, что в канун ноября мертвые покидают свои могилы и могут появляться среди живых.

Одна молодая девушка, которая работала на ферме, однажды ночью поднялась на чердак в курятник, чтобы поискать яйца. Внезапно она услышала, что в конюшню, которая находилась под ней, зашли двое мужчин. Сквозь щель в досках, она хорошо видела и слышала, что там происходило. К своему ужасу она услышала, что они планируют убийство одного человека, что жил по соседство за то, что он был информатором. Мужчины договаривались, что избавятся от трупа, бросив его в воды Шеннона. Она пришла домой полумертвая от страха и не осмелилась рассказать никому о том, что слышала. На следующее утро разнесся слух, что исчез калека, и все боятся, что его убили. Девушка все еще боялась рассказывать о том, что слышала, так как дух убитого преследовал её. Она больше не могла находиться в том месте, поэтому направилась в другую деревню, в нескольких милях от этой, и нанялась там в услужение. Однажды в канун ноября она стирала белье в Шенноне, как из воды поднялся призрак убитого мужчины и окатил её водой. Тогда она поняла, что в этом есть рука Господа, и мертвый не успокоится, пока не будет отмщен. Тогда она пошла и рассказала все, что знала. А двое убийц, благодаря её показаниям, были схвачены и казнены. 

Если в это время заболевал кто-то из скота, это означало, что старик или старуха фейри прячется в доме, наблюдая за делами семьи, и творит злое колдовство.

У одного фермера была прекрасная корова – гордость фермы. Но внезапно она захворала и перестала давать молоко, хотя каждое утро она сама шла к старому боярышнику и смирно стояла там, как будто её кто-то доил. Мужчина решил проследить за коровой и последовал за ней, когда она сама пошла к боярышнику. Он увидел, как из ствола дерева вышла маленькая морщинистая старушка, подоила корову и вернулась в дерево. Фермер сразу послал за знахарем. Тот дал корове особое зелье, и чары разрушились, а корова вернулась в свое обычное состояние и опять стала давать много молока.

Фейри также часто оказывают дурное влияние на семью, если дом стоит на пути фейри. Тогда дети в этом доме начинают чахнуть, а семья рушится. 

Один фермер, что потерял одного из сыновей из-за болезни сердца (мистическое заболевание для крестьян), а второго из-за постепенного угасания, решил посоветоваться с одной мудрой женщиной, что ему делать, так как его жена тоже начала слабеть. Мудрая женщина сказала ему, что в канун ноября фейри проложили свой путь через его дом, и когда они проходят сквозь него, все, на что упадет их взгляд, обречено. Единственный способ – это заколотить старую дверь и построить новый вход в дом. Так мужчина и поступил. Когда на следующее утро, как обычно, у двери появились ведьмы, чтобы попросить немного воды, молока или еды, они не обнаружили двери и были вынуждены уйти. После этого чары были разрушены, а семья больше не боялась влияния фейри и стала процветать.

Из книги «Ancient Legends, Mystic Charms, and Superstitions of Ireland» Lady Francesca Speranza Wilde, 1887

Перевод Linnen 2010

 

 

Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir