Rambler's Top100 На главную

Ночь Ивана Купалы

ИВАН КУПАЛА (23-24.06 - по старому стилю 06.06. - 07.06 по новому стилю)

...катится годовое колесо от летнего солнцестояния к Ивану Купале. Кто-то считает, что Купалу празднуют  с 23 на 24 июня, кто-то - с 6 на 7 июля.  День Ивана Купалы - один из немногих языческих праздников, которые мы еще довольно массово празднуем. Жжем костры, пускаем свечи по воде... не всегда зная зачем и почему. .
Я скорее соглашусь с тем, что дата празднования Купалы подвижна и связана с сочетанием двух астрономических событий летним солнцестоянием (22 июня) и ближайшим к нему полнолунием. За основу берется дата солнцестояния это главное событие. Если ближайшее полнолуние сильно отстоит от 22 июня, то Купала празднуется точно по солнечной дате, а если полнолуние близко к солнцестоянию (не далее 2 3 дней назад и 7 10 дней вперед), то празднуется в ночь сочетания этих событий. Если Купала празднуется в период сочетания солнцестояния и полнолуния, то это уже не просто Купала, но Великая или Сильная Купала (см. здесь).
В этом году (2010) солнцестояние 21 июня  и ближайшее полнолуние - 26 июня совсем близко.
Купала -  время костров и время сильной воды, а также время для сбора трав. Травы и цветы, собранные в Иванов день и в его канун, считаются особо целебными, и используются для разных надобностей -  окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для отсушки.    
Как рассказывала бабушка Ведьме Галине, "в ее молодость там обряд такой был на Купалу. Выбирают всем селом купальную невесту - самую красивую девушку, моют ее в бане, волосы расчесывают, венок надевают и ночью она сидит в речке, а неженатые парни на берегу стоят, спиной к воде. Невеста любого себе выбирает, ну и делает с ним что вздумается. Кто-то гуляет, кто-то Бонча-Бруевича вместе читает, ну по интересам в общем. Отказаться он права не имеет. :-)Главное венок не снимать, потом она этот венок в воду кидает, на суженого. За корягу зацепится - здесь замуж выйдет, поплывет куда - оттуда и муж будет, утонет - помрет девушка. Жуть просто.". 
По поводу оставления на себе венка, это да... вот Нянюшка Ягг всегда шляпу оставляла  - для пикантности...
Еще большая жуть, если вспомнить, что по ряду толкований славянских обычаев "купальную невесту" могли и в речке утопить в качестве жертвы водным богам. Брр...
С рациональной точки зрения, народ в праздники просто упивался в хлам, что и приводило к несчастным случаям на воде.

На этой страничке - отрывок из книги И.П. Сахарова Сказания русского народа, изданной в 1885 году  И НОВОЕ: о праздновании Купалы на Украине из книги Г. Бердник о мольфарах
Еще о Купале на сайте Российского этнографического музея: http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4263.htm
там же о купальской ночикупальском костре, купальских травах и конечно о папоротнике
ИВАН КУПАЛА НА УКРАИНЕ

Этот материал Г. Бердник с комментариями Dancing Witch

Картина:
Клавдий Лебедь, "Ночь на Ивана Купалу"

Про волшебные дни Летнего Солнцестояния что-то пишется каждый год. В этот раз - немного из книги Громовицы Бердник "Знаки карпатской магии"...Так получилось, со сменой календаря, что Ивана Купала мы будем праздновать еще только через две недели, но самая суть праздника находится здесь и сейчас - в самые короткие ночи и длинные дни, 20-21 июня, поворот Солнца на зиму. Самое время послушать старинные истории и наполненные магией рассказы о былых традициях, а так же узнать, что еще хранится сегодня..:)


Мольфары -это карпатские шаманы, ведуны и целители.

К ним обращаются за помощью в разных ситуациях и они хранят традиции, что жили в этих краях задолго до Белого Христа. Послушаем, чему они могут нас научить..я переведу с украинского, хотя колорит немного теряется, но основное понятно..:)

"И вот настает Ивана Купала - один из праздников, который укрепляет связь мольфаров с небесными силами на целый год. Конечно, каждый мольфар имеет собственное "расписание" праздников, которое он получает в момент посвящения. Но эти летние дни солнцестояния - священны для каждого, кто идет путем мольфара.
Лето - так же традиционная пора посвящений. Колосятся травы, радуются все миры, миросозидающие силы природа получают полную силу. И это наилучшее время для того, что бы мольфар впервые переступил порог того невидимого мира, с которым отныне будет соприкасаться постоянно. И наилучшее время для инициации - буйные летние дни накануне Ивана Купала (после Купальской ночи проводить посвящения уже не рекоменовалось).

За день до Купала празднуется день Гафии Купальщицы, или как еще ее называют, Гафии-Лютый Корень.Все травы и целебные корни в этот день наибольшую силу имеют.

Тогда мольфары идут в лес, что бы исполнить ритуал собирания чудодейственных трав и целебного зелья и кореньев.В этот день так же наступает время сбора лекарственных трав и заготовки веников для бани.

Другое название праздника - "лютый корень" - говорит сама за себя, поскольку слово "лютый" в давние времена означало не только злость, но и силу намерения (сравните - "лютый до роботы"). Праздник Гафии Купальницы начинает ряд купальских праздников, которые символизировали поворот Солнца, праздник огня и воды.

В купальском букете обязательно должны были быть : иван-да-марья (МАРЬЯННИК ДУБРАВНЫЙ (Melampyrum nemorosum L.)

... золототысячник (центурка, цвинтарка, центурія, Centaurium umbellatum, золототысячник обыкновенный)

...купальник (не знаю, что такое-D.W.), зверобой...

... межперсник (тоже картинку пока не нашла - D.W.), разрыв-трава (родовик лекарственный, кровоголовка)

...медунка (медуница, Pulmonaria molissims L.)

...чистотел, слезы богородицы, мокрец (Stellaria media, золототысячник средний)..

Эти растения берегли дом от пожара и беды, колдовства и злого глаза. Их сушили и сохраняли за.......

На следующий день начиналось собственно Ивана Купала, мистерия, что была одним из ключевых моментов годовой мистерии - круговорота жизни наших предков.
Этот решающий момент, время наивысшей кульминации Солнца - жизнеутверждающего Божества. С другой стороны, основой миросозидания, как об этом говорится в старинной песне, является Вода - великая Богиня-Мать, праисторическая Мать жизни, которая посылает влагу на землю, что бы та все оживила, это Богиня, из лона которой произошло все живое.
Считалось, что именно в то время, когда дни наибольшие, а ночи темные и росистые, Мать-Вода обручается с Отцом-Огнем.

Вся природа оживает в Купальскую ночь. Пробуждаются духи стихий, волшебные существа, которые населяют леса, рощи, поля, озера, речки.

Праславяне, которые воспринимали всю природу как единое целое, делились своей радостью, приглашали все силы природы присоединиться , что бы вместе праздновать торжественный момент священного брака Огня и Воды.

Иван Соколов Ночь на Ивана Купалу

Купальские праздненства всегда сопровождались играми, смехом, забавами, которые неизменно носили ритуальный характер. В частности требовалось очищаться водой, причем воду нужно было брать из колодца, выкопанного как раз накануне Купала. 

А еще - прыгать через костры, чтобы там сгорели все болезни, проблемы и неудачи.



Потом девушки спускали на воду венки, ворожили на суженых, а самые смелые парни шли в лес искать волшебный цветок папоротника.



Говорят, что смельчака останавливают при этом все силы мрака, все лесные духи и нечистая сила. Если нашел цветок, говорят/ нужно зашить его под кожу на руке - тогда тебе откроются все клады.

А еще этому счастливцу станут известны все тайны неба и земли. Потому и берегут этот цветок духи, потому и устраивают искателю всяческие ловушки и испытания. Расцветает папоротник на один-единственный миг, и нужно владеть и вправду шаманским зрением, чтобы его увидеть...
Кроме духа-покровителя и духов-помощников, кроме растений-союзников, у каждого мольфара есть еще животное-помощник. Как правило, домашнее или прирученное животное, которое живет в доме мольфара и является его связующим звеном с другими мирами, особенно миром природы. Это роднит мольфарство с южноамериканской шаманской традицией, где каждое племя и каждый отдельно взятый человек имели свой тотем в животном мире, что отображается даже в традиционных индейских именах.
А в мольфарской символике каждое животное имело еще и свое тайное значение.
Баран - символ творческой энергии и мужского начала, плодовитости и достоинства. Изображения бараньих рогов украшали мужские пояса и ножи, керамическую и кожаную посуду. Бараньи рога были одним из основных оберегов для овчаров.
Еще один мужской тотем, символ силы, мужества и храбрости - бык, который кроме всего прочего символизирует и творческую силу Вселенной.



Трипольский амулет-бык найденный в пещере Вертеба возле села Бильче-Золоте на Тернопольщине.
В колядках упоминаются златорогие-златохвостые туры, предки-славяне смелых воинов называли буй-тур, яр-тур...В Карпатах дохристианских времен был культ Бога-Тура, бога воинов и смельчакоа, о чем свидетельствует хотя бы такой топоним как Турова гора.


Важным женским тотемом была корова. В давние времена Богиню изображали в виде коровы. Гуцулы корову называют мамой, она всегда была священным животным. Ранее ее приносили в жертву только наивысшим богам, запрещали употреблять в пищу - только в исключительных случаях. Про молоко коровы говорили "Божья роса". Значительная часть мольфарских обрядов прикладной магии направлена на защиту коров от ведьм и увеличение количества молока: во время первого выгона корову обливали свтой водой. Нельзя бить корову палкой, которой били ужа, а то вымя высохнет. Но иногда корова выступает как демонический персонаж : в нее превращается ведьма.
Особое значение в гуцульской традиции имеет коза или козел. Древнейшая символика козла, как воплощения плодовитости и жизненной силы отражена в рождественских забавах, когда парни "водят козу" по селу, желая газдам благосостояния и хорошего урожая, и припевают: "Где коза рогом, там жито стогом".



Мольфары говорят, что ведьма никогда не отберет молоко у козы, потому козье молоко часто используется в магических и целительских обрядах. В христианской традиции коза стала воплощением бесовских сил (наверное потому, что напоминает о черте из христианских представлений), но на Гуцульщине до сих пор изображения козла часто встречается на печном кафеле или в народных картинках, - наверное, это отголосок тех времен, когда это животное было символом родючести и благосостояния...
Уважают мольфары и кота. Он живет на границе двух миров, в него могут превращаться ведьмы.Но одновременно кот - оберег от них. У кого в хозяйстве живет черный кот, говорят мольфары - там никого никогда не "испортят"...Трехцветная кошка же бережет дом от пожара. Гуцулы считают кота священным животным, потому что он "когда-то съел черта". Кто убъет кота, говорят в Карпатах, тому не будет счастья в жизни...
Значительным уважение окружают мольфары и рептилий: змей, ужей и земноводных, особенно черепаху, про которую говорят пословицы, что она - "всем гадам староста". (я вижу в этом отзвуки каких-то космогонических теорий..:) не совсем славянских, но все же..D.W.)

Мольфары уважают так же и жабу, которая символизирует подземное царство духов и предков, дождь, который предки дарят земле. Кроме того, жаба несет скрытую мудрость. Но жаба - это и один из тотемов ведьм : они сами превращаются в жаб или с помощью жабы насылают на кого-то порчу. Что бы отвести беду, мольфары ловят большую жабу и садят ее в глиняный горшок. Жабе не дают ни еды, ни питья, а мольфар наблюдает за ней: когда жаба погибнет, тогда ведьма тоже потеряет свою силу, а наговор развеется.

Трипольская Великая Богиня и животные, связанные с ней - тут и быки, и птицы, и змеи-ужи. (фото из книги "Трипільська культура. Спогади про золотий вік" Н.Б. Бурдо, М.Ю. Видейко)
Почетом окружены в Карпатах и летучие мыши. Гуцулы ранее называли летучую мышь "домовым духом" и старались не трогать, если летучая мышь поселится где-то на чердаке. А еще горцы верили, что если убить в день святого Юрия летучую мышь и положить в скриньку с деньгами или закопать под порогом, то деньги начнут прибывать.
Посвящается Солнцу и Богу-Громовику петух. Первым криком ( около 10 вечера0 петух прогоняет злых духов, вторым (в полночь) - мертвецов, а третьим ( в три часа ночи) - ведьм и злых колдунов. особенно опасен для нечисти "початун" - петух, который начинает кричать еще в яйце. Если возле кур будет черный петух - ведьма не навредит, потому что черный петух - это символ победы над нечистью. Петух и курица в мольфарской космогонии - это еще и символы богов-демиургов, которые породили мир.
Двойную магическую символику имеет и сова, птица, которая у многих народов окружена мистическим ореолом за ночной способ жизни и особенности поведения. В гуцульских поверьях сова не только символ страха и вестница опасности - она так же символизирует связь с ночными силами и власть над ними. Кроме того - сова оберег от нечисти и символ гадателей и магов. Она отгоняет злых духов и считается, что если поблизости дома живет сова, никогда злой дух не переступит порога этого жилья. Мертвую сову вешали в конюшне, что бы домовой не ездил на лошадях.
У козаков сова - еще и символ внимательности и осторожности. Мольфары говорят : если сердце совы положить на грудь спящему человеку, то он расскажет все тайны.
После Купальской ночи настает пора "воробьиных ночей", когда часто над горами гремят громы и вспыхивают молнии. Это дни, когда гуляют грозовые духи, посылая на землю молнии - живительные разряды, которые несут на землю особую энергию. И тогда между темным небом и верхушками гор вырастают огненные деревья, соединяя небо и землю..И так будет аж до дня Ильи, старинного Громового праздника, после чего, как говорят "громы становятся не бойными". В это время мольфары проводят обряды, направленные на защиту полей от побитья градом, а людского жилья от пожаров, вызванных молниями. Так же мольфары-заклинатели оружия проводят соответствующие ритуалы. В давние времена опришки ходили к мольфарам, что бы те закляли боевые топоры "на успех в битвах, на силу непобедимую и на смерть вражью"."

Еще в летние дни и ночи- от Троицы (Зелених Свят) и до Купала- следовало собирать и заготовлять травы..
"В эти летние дни травы наполняются солнечной и земной силой и наступает время их сбора.
Мольфаров, которые владеют тайнами трав и "лютого корня", умеют лечить зельями и готовить чудодейственные настои, называют "травознавцами"...Существуют четко обозначенные часы, когда брать траву - после солнцестояния, в определенную фазу Луны, лунный день, при свете Сонцы или в сиянии Месяца, на рассвете или в полночь..
"Золотой корень" (родиола розовая), карпатский женьшень, перед силой которого гуцулы склоняются и сегодня.
"Джинджура" (тирлич желтый, горечавка желтая) - отгоняет нечистую силу, но и ведьмы его активно используют в своих обрядах. Например, в мази для полетов.



Свічник, гінзура, горечавка желтая, Gentiana lutea L.
Отваром джинджуры мыли лицо, чтобы не было морщин. Теплыми летними ночами гуцульские девушки искали тирлич и вынимали его с корнем, приговаривая "Тирлич, тирлич, до мене хлопців приклич!". Сколько кустов девушка находила - столько и женихов к ней посватается...Сок тирлича входит в чародейское зелье, что может сделать человека оборотнем...Одновременно тирлич - это сильная защита от потустороннего любовника :перелесника или огненного змея, или другого духа, который соблазняет девушек, потерявших невинность или молодых женщин на любовную связь с ним. Для того, чтобы не поддаться перелеснику, нельзя было подбирать на дороге найденных косынок, перстней и других вещей, так любимых девичьим сердцем, потому что если девушка или женщина возьмет в руки подброшенную вещь, она станет "доступной" для любви мистических существ. (это интересно..:)) И всего-то нужно, что подобрать какую-нибудь побрякушку на земле? Надо будет вспомнить об этом, если обычные любимые обо мне позабудут..:))) D.W.) Для защиты же стоило носить с собой заговоренный кусочек корня тирлича...Вообще, корень растения, будь то трава или дерево - всегда связан с магией. Например, под корнями поваленного бурей дерева живут бесы. Возле старых пней обитают лесные духи. Дерево никогда не выкорчевывали с корнем - его оставляли подземным духам.
Когда мольфар копает корень, он имитирует намерение, с которым берут это растение : если цель использования недобрая - ругается, если хорошая - приговаривает ласковые слова...
В любовной магии используется корень любыстка, выкопанный в определенные дни : его следовало применять для укрепления супружеской связи.

К тому же, в купель новорожденных девочек клали корни и листья любыстка, что бы парни любили. Любысток вообще считается сильным оберегом дома и хозяйства, травой-защитницей любви и семейной жизни. ( а у меня растет любысток - метра полтора уже в высоту, больше , чем я сама..:)) Вот закончится Солнцеворот - можно будет выкапывать..:) D.W.)
Одной из сильнейших любовных трав есть вербена.

Ее берут, когда "не видят ни Солнце, ни Луна" Перед тем, как копать вербену, вокруг нее нужно обвести кольцо серебряным предметом. Вербена - трава любви, что приносит любовь и веселье, мирит врагов и успокаивает ссоры. Ее считали травой исполнения желаний. Говорят, если натереться этой травой, можно получить желаемое. (ах, вспоминаю свою любимую "Арадию" Леланда, как это все созвучно..Вот только когда же я закончу перевод наконец??!!! - D.W...:)))
Приворотными свойствами владеют так же первоцвет, папоротник, барвинок. Отвар барвинка проливали в следы того, кого хотят приворожить (барвинок у меня тоже есть - так что осторожней тут со следами..:) D.W.)
БАРВИНОК МАЛЕНЬКИЙ (МАЛЫЙ) - Vinca minor L.

Магические свойства имеет так же валериана, которая хранит путешественников и пробуждает в человеке таланты, и мак-самосейка
Мак самосейка papaver rhoeas l.

Его ранее использовали против наговоров и ведьмовских хитростей. Следовало брать головку мака так же отправляясь к мольфару.

Архетипическая украинская калина.

Традиционной "девчачьей" травой была рута. Это был основной девичий оберег от соблазнителей.

Важным волшебным зельем , которое применялось для насылания , а так же для защиты от мольфарских чар, был Аконит (Aconitum variegatum), а гуцулы называют его - тоя.

Про это даже песенка есть :
На камені ноги мию,
на камені стою,
кругом мене чари сіють,
а я си не бою.
Кругом мене чари сиплють,
а я си не бою,
бо я маю за поясом
голубеньку тою.
(Аконит я себе ращу и для "летательной" мази..:) он ядовитый вообще-то, так что просто руками его брать не следует..я его садила в перчатках.D.W.)



Настаивают травы в воде, собранной из трех колодцев.На ночь ведро с водой выставляют под звезды.

На сбор трав следовало идти в красивой одежде, но искать и брать - " в чем мать родила". Зелья - травы с магическими свойствами - собирали в определенные дни, далеко от людских глаз, ранним утром, когда еще нет росы и обязательно оставляли что-то в подарок для земли.
Мольфары говорят, что особую силу и биополе имеют травы, проросшие через глазные отверстия черепа животного, особенно коня или козы. Козлиный череп так же использовали для оберега дома и домашних животных от хищников."

Из - Громовиця Бердник "Знаки карпатської магії" Манускрипт, 2006.



( БИБЛИОТЕКАРЬ.РУ: электронная библиотека. Книги по истории, религии, культуре, искусству   *"Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым (сайт http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/)


Обряды на 23 июня - Купальницу - я здесь не привожу. 

24. Иванов день. Купало. Обряды

 Народное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору.

 Купало и Купальские огни известны более в Великой России, Малоруссии и Белоруссии. Новейшие мифографы включили Купало в число славянских божеств; но его не было ни в Киеве, ни в других славянских землях. Об нем не говорят ни Нестор, ни другие писатели; это слово известно в наших письменных памятниках с XVII столетия.

 Русское Ивановское празднество известно у чехов, сербов, моравов, карпато-россов, болгар и поляков. Там Ивановская ночь известна под именем Соботок. Самое величественное торжество этого дня совершается славянами в Силезии и чехами. Там ивановские огни горят на Карпатских горах, Судетах и Крконошах на пространстве нескольких сот верст. Гулевой народ опоясывается перевязями из цветов, на головы надевают венки из трав, составляют хороводы, поют песни, старики добывают из дерев живой огонь. После перепрыгивания чрез костры огней купаются в росе. Поляки, по описанию Кохановского, отправляли этот день в черном лесу в Сендомирском воеводстве. В песне купальской они поют там, что это празднество передали им матери:

  Песнь купальская

Takto matki nam podaly,

Same takze z drugich mialy

Ze na dzien Swietego Jana

Zawzdy Sobotka palana.

Так-то матери нам передали

Сами также у других переняли,

Чтобы на день святого Яна

Всегда была Соботка опалена (польск.).

  Костёр на Купалу

Голембовский говорит, что польские поселяне, опоясанные чернобыльником, целую ночь прыгают около огней. Ивановские празднества в Кракове отправлялись на Кремионках, в Варшаве на берегу Вислы и на острове Саксонском. Огиер, путешествовавший по Польше  в   1635 г.,  говорит,  что  огни изжигались на площадях, около лесов и в разных окрестностях, в дома сносились цветы, травы. Ивановский огонь назывался тогда у них: kresz. Польский писатель Мартин свидетельствует об участии поляков XVI века в этом торжестве: С вечера Иванова дня женщины зажигали огни, плясали кругом их, пели песни, воздавая честь и мольбы демону. Сего языческого обычая доселе не оставляют в Польше, приносят жертвы из травы чернобыльника, зажигают костры огнем, полученным чрез трение дерево об дерево. Сербы думают, что Иван дан столь велик, что для него солнце на небе трижды останавливается. У Вука Стефановича находим сербские Ивановские песни: Иваньско цведье, Петров-ско и проч. Литовцо-руссы называют Ивановское празднество праздником росы. С вечера, под Ивановскую ночь они собираются на избранном месте, на поляне ставят шалаши, разводят огни, поют песни, пляшут с факелами и перескакивают чрез огонь. Рано утром отправляются в лес на росу. Утренние сборы называются у них стадом, а пляска коркодоном. Утром сбирались травы для врачевания и чарования. Литовцо-руссы верят и в папоротников цвет.  

Папоротников цвет

 В письменных памятниках великорусские ивановские обряды известны не ранее XVI века. О псковских обрядах говорит игумен Памфил в своем послании к псковскому наместнику: Егда приходит великий праздник день Рождества Предтечева, исходят огньницы, мужие и жены чаровицы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубровы, ищущи смертные отравы и приветрочрева, от травного зелия на пагубу человеком и скотом; тут же и дивии корения копают на потворепие мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечев с приговоры сатанинскими. Егда бо нриидет самый праздник Рождество Предтечево, тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся в бубны, и в сопели, и гудением струнным и всякими неподобными играми сатанинскими, плесканием и плясанием, женам же и девкам и главами киванием и устнами их неприязнен кличь, вся скверные бесовские песни, и хребтом их вихляния и йогам их скакание и топтание; что же бысть во градех и и селех.

 На Стоглавом соборе говорили: Против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скомраше-ствы, и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными  многими  виды  и  скаредными  образовании.  И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою.  

Иван Купала

В указе 1721 года, 17 апреля сказано: К тому ж будто бы воспоминают   мерзких   идолов,   в   них   же   был   некий   идол Купало, ему же на Велик день приносили жертву оным купанием; о чем пространно зрится в Летописце Киевском.  О  малорусских обрядах Ивановской ночи Ги-зель  в своем Синопсисе писал по-своему: Пятый идол Купало, его же бога плодов земных быти мняху, и ему прелестию     бесовскою    омрачении    благодарения    и жертвы в начале жнив приношаху.  Того же Купало бога,   истинны   беса,   и   доселе   по   некиим   странам российским еще память держится; наипаче же в навечерии   Рождества   св. Иоанна   Крестителя,   собравшеся ввечеру   юноши   мужеска,   девическа  и  женска  пола соплетают себе венцы от зелия некоего и возлагают на главу   и   опоясуются   ими.   Еще   на   том   бесовском игралище кладут и огнь, и окрест его емшеся за руце нечестиво   ходят  и  скачут  и  песни  поют,  скверного Купала  часто  повторяюще  и  чрез  огнь прескачуще, самих себя тому же бесу Купале в жертву приносят.

 В Потребнике 1639 года находим: Нецыи пожар запалив, предскакаху  по  древнему  некоему  обычаю. 

 Таковы известия, сохранившиеся в наших письменных памятниках. Перейдем теперь к описанию народного празднества, отправляемого в разных местах. Следы обрядов Ивановского празднества, сохранившегося в новгородских окрестностях, суть следующая:

 В старой Ладоге Ивановские огни совершаются на горе Победище, при впадении речки в Волхов. Там сей огонь, добытый при трении из дерева, известен под именем: живого, лесного, царя огня, лекарственного. Тихвинцы купаются в озере, находящемся близ Антониева Дымского монастыря.

 После купают там и лошадей хворых. В окрестностях Петербурга, по рижской дороге бывали в XVIII веке ивановские огни, где участвовали вместе с русскими и ижорцы. Последние это игрище называли: кокуем. В Лужском уезде, по реке Луге, Ивановское празднество известно более под именем Соботок. Вероятно, что это название занесено из Литвы.

 В Парголове ростовские переселенцы справляют ивановские огни со всеми обрядами. Зажженные костры, игры, песни и купанье там одинаковы со всеми другими обычаями, встречаемыми в московских окрестностях.  

Прыжки через костёр на Купалу

 В московских окрестностях ивановские огни зажигались на горах, полях и по берегам рек. Чрез эти огни перескакивали мужчины и женщины, перегоняли скот. Игры и песни продолжаются до утренней зари.. Заметим важное обстоятельство: великоруссы не поют песен с именем Купало, как это находим у малоруссов. Москвитяне Иванов день празднуют на трех горах. В 'Гуле это празднество отправлялось близ Щегловской часеки. Вечером 23 июня крестьяне выходят в поле в чистых белых рубашках, составляют костры из хворосту; другие приносят с собою дегтярные баклаги. Старики садятся в кружок и начинают чрез трение добывать огонь из двух старых, сухих дерев. Кругом их все стоят в глубоком молчании. Едва показался огонь, все ожило, запело и завеселилось. Зажигаются костры и баклаги. Молодые поют и пляшут, старики сидят в кружках, беседуют о старине и от радости попивают винцо. Часто случалось видеть, как над этим костром старушки-матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, с полною уверенностью, что от сего обряда прекратятся болезни. Наш народ думает, что перескакивание чрез огонь избавляет от очарования. В купаньи утренней росою они полагают очищение тела и избавление от болезней. Других поверий мне не случилось слышать.

 Напрасно я доискивался проверить на месте остроумные замечания наших изыскательных археологов, которые в празднествах Купалы и Купальницы отыскивают мифы физические и астрологические, видят в них почитание солнца и луны, находят благоговение к стихиям природы огню и воде. Наш народ этого не знает и не понимает. Может быть, или самое время истребило эти понятия в народе, или гг. археологи слишком умствуют в идеях водопоклонения и травоволхвования. По крайней мере, остается одно верным, что в этих идеях не участвует великорусский народ.  

 В малорусских селениях ивановские огни соединяются с особенными обрядами, которых нет у великорусского народа. Здесь видим: крапивный куст, куклу, пирование около дерева марины; здесь слышим песни с именем Купало. В Харьковской губернии поселяне собираются в назначенное место и перепрыгивают чрез крапивный куст. В старину перепрыгивание бывало чрез зажженную солому с песнями купальскими. Другие срубают дерево марину, украшают его венком из цветов и относят его в отдаленное место. Здесь под деревом сажали куклу, изукрашенную разными уборами. Подле дерева ставили стол с горилкою и закусками. Молодые, схватясь руками, ходили вокруг дерева и пели песни.  

Праздничный стол на Купалу

 По окончании игр снимали дерево с песнями и относили к реке. Во время сего поезда пьют горилку и едят закуски. С приходом к реке начинали все   купаться.   Дерево   марину  потопляли   в  реке.   В других местах куклу делали не более трех четвертей аршина, украшали цветочным венком и с ней перепрыгивали чрез  огонь. Иные делали куклу из соломы в рост  человека,  одевали  в женскую  рубашку,  голову убирали лентами и намистами. Кукла с именем Купала ставилась подле дерева марины, черноклена. Женщины одевались  в   праздничное   платье,   венки  для   головы сплетались   из   цветов   и   перевивались   кануфером   и другими душистыми травами. Венками закрывали лица до  половины.  В  некоторых местах,  когда приносили дерево и куклу к реке, то прежде снимали с себя венки, которые или прямо бросали в воду, или надевали на куклу. Другие тайно уносили с собой венки и вешали их в   сенях,   для   предохранения   от   бед   и  напастей.   В селениях Подольской и Волынской губерний поселяне, приходя в назначенное место, приносили с собой ветвь вербы, убранной цветами. Эта верба, называемая у них Купайло, утверждалась в землю, вокруг ее ходили и пели купальские песни.  После песен девицы становились  подле  вербы,  а  мужчины  отходили в сторону. Потом вдруг мужчины нападали на девиц, похищали вербу и обрывали ее в клочки.

 Зарывание трав на Иванов день производится великоруссами и малоруссами. Поверье о цвете папоротника,  или кочедыжника, цветущего огненным цветом в Ивановскую   ночь,   есть   общее   в   народе.   Знахарки отыскивают разрыв-траву, терлич и архилин. О последней  говорят,  что  она растет при большой реке, срывать   ее   должно   чрез   золотую   или   серебряную гривну, а кто носит на себе, и тот не будет бояться ни дьявола, ни еретика, ни злого человека. Народ собирает свои травы: купаленку, медвежье ушко, богатеньку. Эту последнюю траву поселяне Новгородской губернии вешают на стену на имя каждого человека. Чей цвет завянет,   тот  или  умрет,  или  заболеет  на  этот  год. Тихвинцы и ладожане в истопленную баню приносят веники   с   травою   Иван-да-Марья  и  парятся   ими   на здоровье. В муравьиных кочках отыскивают целебное масло. В садах, под корнем чернобыльника, отыскивают   земляной   уголь,   исцеляющий   черную   немочь  и падучую   болезнь.  

 В   Малоруссии   сбирают:   голубые сокирки, красные пахучие васильки, пунцовые черевички, панский мак, желтый зверобой, ноготки, разноцвет, мяту, канупер, колокольчики, полынь. Из этих трав  свивают  купальский венок, а полынь носят под мышками, в предохранение от обаяния нечистой силы.

 И Белоруссии есть народное предание о мужике, которому цвет папоротника попал в лапоть. Этот счастливец знал, где закопаны были клады, где лежали деньги; но он его как-то под хмельком потерял, а с ним исчезло и все знание о кладах.

 Народное предание о полете ведьм на Лысую гору известно по всей Руси. Народ твердо уверен, что они в Ивановскую ночь летают на эту гору на помелах. Малоруссы знают, что они слетаются на Чертово Беремище под Киевом. У поляков эта Лысая гора известна под Сендомиром. Белоруссы говорят, что сборище ведьм бывает на горе Шатрии, где могила Альциса и где угощает их чародейка Яусперита. Подробности о ведьмах будут изложены в демонологии. Белоруссы из предосторожности запирают в Ивановскую ночь лошадей, боясь, чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору. Малоруссы для защиты от ведьм вешают на окнах и порогах дверей жгучую крапиву. Великоруссы думают, что с этой ночи появляются светляки ивановские червячки. Дети, кладя их на ладонь, говорят: Иванушка, Иванушка! полетай за Волгу, там тепленько, а здесь холодненько. Наши огородники по обильной ивановской росе угадывают о большом урожае огурцов.

Фотографии:http://slavyans.narod.ru/holidays/kupalo.html, www.rosfoto.ru
Книга Сахарова когда-то была мной взята с http://bibliotekar.ru

Любые комментарии и коррекции будут приняты с благодарностью. Можно через форум. Можно письмом.

Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir