ВЕДЬМИН КОЛОДЕЦ С благодарностью: Ястребу (sparrow hawk), Леди Мяве, Лунной Кошке Иветте Ли)
|
|
Колодец
-
это
место
особое.
Мне
всегда
хотелось
на
своей
земле
иметь
не
колонку,
а
именно
-
колодец. Издревле
колодец
виделся как
ворота
между
мирами.
Нашим миром
и ино-мирьем.
Недаром в
сказке про
бабушку
Метелицу
девочка
именно
падает в
колодец.
Алиса
Кэрролла
попадает в
чудной мир
через
колодец.
Кидая
монетку в
колодец мы
загадываем
желание, а на
территории
Европы было
немало
источников -
wishing wells - колодцев
желаний, и в
их тихую
воду можно
было
пожелать, а
можно было и
проклясть. К одному из
колодцев Бросселиандского
леса
ходили "за
погодой".
|
(иллюстрация к сказке "Матушка Метелица) |
КОЛОДЦЫ ЖЕЛАНИЙ | СВЯЩЕННЫЕ КОЛОДЦЫ |
ВОЛШЕБНЫЕ КОЛОДЦЫ ИРЛАНДИИ | ВЕДЬМИН КОЛОДЕЦ В ТУХАЛЕ |
КОЛОДЦЫ
ЖЕЛАНИЙ (материал взят у Леди Мявы) |
|
Колодцы
желаний
бытовали у
многих
народов с
самых
древних
времен. В
доколумбовой
Америке ими
служили
специальные
жертвенные
водоемы сеноты
- колодцы или
озера в
карстовых
провалах. В
них индейцы
с радостью
бросали
золотые
изделия,(и,
как гласят
предания,
прекрасных
дев) в дар
богу дождя. И,
случалось,
он
откликался
на их
просьбы.
Один из
предприимчивых
археологов
нового
времени,
решил
проверить
эту легенду,
и сумел
осушить
один из
жертвенных
сенотов с
помощью
современной
техники.
Драга-грязечерпалка
в первый же
день работы
принесла
богатый
урожай
человеческих
костей и
драгоценных
ювелирных
шедевров.
Археолог
потирал
руки,
предвкушая
дальнейшие
находки, но...
Уже на
следующий
день
палящее
солнце
высушило
густой ил,
превратив
его в
прочное
подобие
естественного
бетона, и
навсегда
замуровав
неведомые
сокровища
богов. В Европе тоже было распространено почитание водоемов - родников, колодцев, ручьев, озер, рек. Они населялись духами - нимфами, русалками, ундинами, водяницами. Считалось, что эти хладнокровные создания не слишком расположены к человеку, и их благосклонность старались заслужить подарками. Так, подцепившему "русалочью немочь" - упадок сил неясного происхождения, после купания в водоеме, следовало для исцеления принести жертву-подарок его русалкам - яркую ленточку, небольшое серебряное украшение, или просто монетку. Колодец Деметры Самые древние из источников считались особенно священными, как колодец Деметры в Элевсине, или знаменитый источник Чаши в Гластонбери, чьи воды отражали сияние Грааля. В Ирландии паломничества к священным колодцам до сих пор являются важной частью христианского года, и огромное количество их приходится на День Святой Бригиты, древний кельтский праздник Имолаг, который проводится 1 февраля. Многочисленные священные колодцы фактически посвящены этой святой, которая была в свое время кельтской богиней Брайд, которая дала название многим районам (напр. Брайдвелл) на Британских островах. Другое общее название священных колодцев и, впоследствии, районов – Лэдивэлл, поскольку колодцы, однажды посвященные языческим богиням и их жрицам, были повторно посвящены христианской Деве Марии. Возле таких колодцев часто бывают видения Белой Леди – призрачной фигуры, возможно, изгнанного духа колодца или жрицы.
Серебряные монетки, брошенные в качестве жертвы в колодец или родник, кроме прочего, еще и очищали своим бактерицидным действием воду. После этого, воду источника пили уже "с серебра". К сожалению, такого не скажешь про наши современные монеты, которые тоннами летят во всевозможные фонтаны, хотя смысл этого привычного действия уже почти утрачен. В отличие от священного металла Луны, медно-никелевые сплавы в воде быстро превращаются в окислившийся мусор на дне. Но тем не менее, на популярности этого обычая, оно никак не сказывается. Колодец Удачи в финской деревне Туури В поисках волшебного места, можно посетить деревню Туури в Финляндии, и познакомиться поближе с Леди Удачей и ее верным Единорогом: B мире eсть тысячи колодцев желаний, и каждый из них имеет свои собственные истории и свои собственные силы. Для того чтобы выполнять желания людей, все они имеют одну общую особенность: нужно действительно верить во власть колодца. Из всех колодцев желаний мира самый мощный тот, который вы можете найти на пьедестале памятника подковы в ”Деревне Удачи”. Из-за его уникальности колодец также имеет некоторые ограничения: чтобы ваше желание исполнилось, Вы должны пожелать кому-то другому, но не себе, радости и удовольствия. Бросьте вашу монету и пожелайте вашему другу чего-нибудь замечательного, поверьте во власть колодца и ваши желания осуществятся! А что делать тем, кому некогда путешествовать, завязывая красивые ленточки на стоящих рядом с источниками деревьях, или бросая монетки в специально отведенных для этого местах? (Надеюсь, вы уже поняли, что замусоривать древние сакральные водоемы современной мелочью нельзя. Духи-хранители могут обидеться и сурово отомстить.) Что же, так и ходить нам без удачи? Тогда можно позаботиться о старом, заброшенном колодце, присмотренном вами где-нибудь возле опустевшей деревни, или расчистить замусоренное русло лесного родника. Или, если такого не найдется - сотворить новый Колодец Желаний собственными руками. На своем дачном участке, или возле дома, а то и вовсе, на письменном столе. Будет ли он работать? Не сомневайтесь. К каждому известному Источнику Чудес, когда-то кто-то пришел первым, и поведал о своей мечте. И с этого все началось. Для тех,
кому и это
окажется
слишком
сложным, там
же, по ссылке,
можно найти
виртуальный
Колодец. http://www.wishwell.ru/
Попробуйте,
киньте "монетку",
загадайте
желание... |
|
Священные
колодцы (автор Русанова И.П.) |
Колодцы
почитались
многими
народами,
в
том
числе
и
славянами-язычниками,
о
чем
говорится
в
летописях
и
церковных
поучениях:
"жертвы
богомерзия
богом
своим
приношаху
и
озерам,
и
кладязем,
и
рощениям"
,
"к
кладезем
приходяще
молять
и
в
воду
мечють
велеару
жертву
приносяще".
В
ряде
колодцев,
раскопанных
на
польских
городищах
XII-
XIII
вв.
Свенцк,
Ленчица,
Сыпнево,
на
глубине
6—7
м
были
найдены
остатки
жертвоприношений
—
кости
животных
(коровы,
овцы,
кур,
зайца),
в
том
числе
череп
коня.
В
колодце
городища
Ленчица
найдены
еще
две
деревянные
фигурки
в
виде
фаллоса
с
человеческими
головками.
С
колодцами
связывались
разные
верования.
По
Слову
Григория
Богослова
на
Руси
в
XIII
в.
у
колодцев
совершались
моления
о
дожде:
"Ов
требу
створи
на
студеньци,
дождя
искы
от
него".
В
Полесье
до
сих
пор
продолжаются
обряды
вызывания
дождя
у
колодца:
его
обходят
с
иконой
и
крестом,
крестят
воду
и
бросают
в
виде
жертвы
различные
горшки
и
зерна,
хлеб,
мак.
Колодцы
ассоциировались
не
только
с
животворящей
силой
воды,
но
и
в
целом
с
идеей
плодородия
и
возрождения.
Кости
животных
составляли
основную
часть
среди
остатков
жертвоприношений
на
святилищах
всех
народов
мира.
Сохранение
костей
животных,
по
поверьям,
являлось
залогом
их
возрождения,
а
кости
съеденных
на
общественном
пиру
животных
обладали
магической
силой.
В
древнеиндоевропейской
традиции
особое
значение
придавалось
отсеченной
голове
коня,
посвященной
богу
огня
Агни.
У
славян
голова
коня
использовалась
как
строительная
жертва
для
сохранения
благополучия
в
доме,
она
сжигалась
во
время
праздника
Ивана
Купалы,
ее
вешали
на
заборе
для
защиты
от
всяких
напастей.
Конь
рассматривался
и
как
посредник
между
мирами
и
проводник
на
тот
свет.
Корова
была
связана
с
аграрными
культами,
а
облака
считались
небесными
коровами,
дающими
дождь.
Чтобы
вызвать
дождь,
надо
было
закопать
кости
коровы
в
землю
и
полить
их
водой.
В
сказках
кобыльей
голове
и
костям
коровы
приписывалась
волшебная
сила.
Литература
1.
Аничков
Е.
В.
Язычество
и
древняя
Русь.
СПб.,
1914.
2.
Афанасьев
А.
Н.
Поэтические
воззрения
славян
на
природу.
М.,
1865.
Т.
1.
3.
Афанасьев
А.
Н.
Древо
жизни.
Избранные
статьи.
М.,
1983.
4.
Буассье
Г.
Римская
религия
от
времен
Августа
до
Антонинов.
М.,
1914.
5.
Виноградова
Л.
Н.
Девичьи
гадания
о
замужестве
в
цикле
славянской
календарной
обрядности
//
Славянский
и
балканский
фольклор.
М,
1981.
6.
Виноградова
Л.
Н.
Фольклор
как
источник
для
реконструкции
древней
славянской
духовной
культуры
//
Славянский
и
балканский
фольклор.
М.,
1989.
7.
Гальковский
Н.
М.
Борьба
христианства
с
остатками
язычества
в
древней
Руси.
М.,
1913.
Т.
2.
8.
Гамкрелидзе
Т.
В.,
Иванов
В.
В.
Индоевропейские
языки
и
индоевропейцы.
Тбилиси,
1989.
Т.
2.
9.
Зеленин
Д.
К.
Древнерусская
братчина
как
обрядовый
праздник
сбора
урожая
//
Сборник
статей
в
честь
академика
А.
И.
Соболевского.
Л.,
1928.
10.
Золотое
Ю.
М.
Остатки
древнего
святилища
на
реке
Кимирше
//
Балто-славянские
исследования.
М.,
1981.
11.
Иванов
В.
В.
Ритуальное
сожжение
конского
черепа
и
колеса
в
Полесье
и
его
индоевропейские
параллели
//
Славянский
и
балканский
фольклор.
М.,
1989.
12.
Котляревский
А.
А.
О
погребальных
обычаях
языческих
славян.
М.,
1869.
13.
Леви
Е.
И.
Материалы
ольвийского
теменоса
//
Ольвия.
М.;
Л.,
1964.
14.
Мелетинский
Е.
М.
Герой
волшебной
сказки.
М.,
1958.
15.
Плутарх.
Сравнительное
жизнеописание:
В
3
т.
М.,
1961.
Т.
1.
16.
ПСРЛ.
М.,
1962.
Т.
II.
17.
Пропп
В.
Я.
Исторические
корни
волшебной
сказки.
Л.,
1986.
18.
Русанова
И.
П.,
Тимощук
Б.
А.
Языческие
святилища
древних
славян.
М.,
1993.
19.
Рыбаков
Б.
А.
Язычество
древних
славян.
М.,
1981.
20.
Рыбаков
Б.
А.
Язычество
древней
Руси.
М.,
1987.
21.
Тейлор
Э.
Б.
Первобытная
культура.
М.,
1989.
22.
Тимощук
Б.
А.,
Русанова
И.
П.
Славянские
святилища
на
Среднем
Днестре
и
в
бассейне
Прута
//
СА.
1983.
№
4.
23.
Толстые
Н.
И.,
С.
М.
Заметки
по
славянскому
язычеству.
Вызывание
дождя
в
Полесье
//
Славянский
и
балканский
фольклор.
М.,
1978.
24.
Томсон
Д.
Исследования
по
истории
древнегреческого
общества.
М.,
1958.
25.
Топорков
А.
Л.
Домашняя
утварь
в
поверьях
и
обрядах
Полесья
//
Этнокультурные
традиции
русского
сельского
населения
XIX
-
начала
XX
века.
М.,
1990.
Вып.
2.
26.
Худяк
М.
М.
Из
истории
Нимфея
VI—III
веков
до
н.
э.
Л.,
1962.
27.
Чистякова
В.
А.
Представление
о
дороге
в
загробный
мир
в
русских
похоронных
причитаниях
XIX-XX
вв.
//
Обряд
и
обрядовый
фольклор.
М.,
1982.
28.
Bittel
К.
Religion
und
Kult
//
Die
Kelten
in
Baden-Würtenberg.
Stuttgart,
1981.
29.
Egger
R.
Früher
durch
die
Ausgrabungen
und
das
Museum
auf
dem
Magdalensberg
Klagenfurt,
1959.
30.
Geisler
H.
Notbergung
auf
dem
Burgwall
bei
Lossow
Kr.
Eisenhüttenstadt
//
Ausgrabungen
und
Funde.
1969.
Bd.
14.
H.
3.
31.
Jaskanis
D.
Święck
-
gród
kasztelański
//
Ź
otchlani
wieków.
1973.
34,
4.
32.
Nadolski
A.
Prace
wykopaliskowe
na
gradziski
Łęczyckim
//
Studia
wczesnohistoriczna.
Warszawa-Wrocław.
1955.
T.
III.
33.
Rajewski
Z.
Über
den
Wasserquellenkult.
1
MKAS.
T.
V.
Warszawa,
1970.
34.
Rajewski
Z.
Świta
woda
u
słowian
//
Slavia
Antiqua.
1974.
T.
21.
35.
Schwarz
K.
Spätlatnezeitliche
Viereckschanzen
keltische
Kultplätze
//
Neue
Ausgrabungen
in
Deutschland.
Berlin.
1958.
36.
Wgrzynowicz
T.
Szczaki
zwierzeń
w
czasach
ciałopalenia
zwłok.
Warszawa.
1982.
Источник
-
Портал
"Археология
России"
|
ВЕДЬМИН
КОЛОДЕЦ в Тухале
(Эстония)
С благодарностью Иветте Ли, которая мне о нем рассказала) |
В
Эстонии
есть
колодец,
который
называют
ведьминым.
С виду
обычный, но
иногда с
ним
происходит
просто
чудесное
явление.Суеверия
говорят,
что это
ведьмы
пошли в
баню под
землей.
Ученые
связывают
это
явление с
обильными
дождями и
грунтовыми
водами.
Ведьмин
колодец
Тухала — это
карстовый
источник,
находящийся
на
заповедной
территории
Тухала.
Во
время
паводков
из-под
земли
поднимается
вода и два-три
раза за
сутки
переполняет
колодец. Из-за
напора
воды
Ведьмин
колодец
начинает "кипеть",
выбрасывая
наружу до 100
литров
воды в
секунду.
Глубина
колодца — 2.4
метра.
Народное
предание
гласит:
если
нечисть в
Тухала
парится,
Ведьмин
котел
начинает
кипеть.
|
|
ВОЛШЕБНЫЕ
КОЛОДЦЫ
ИРЛАНДИИ
(материал взят у Линнен (cainche) |
|
Согласно
данным
обзора,
опубликованного
более 60 лет
назад, в
Ирландии
находится
около трех
тысяч
священных
колодцев,
больше, чем
в любой
другой
стране
мира. Там,
где ранее,
возможно,
проводились
языческие
жертвоприношения,
теперь
невеста
может
поглядеть
в воду на
удачу или
больные
могут
искупаться
в их водах,
надеясь на
исцеление. В ирландских мифах колодцы и источники берут свое начало в Ином Мире, это означает, что его обитатели управляют силами природы в нашем мире. Из источников Иномирья вода течет в наш мир и наполняет колодцы или изливается потоком, давая начало таким рекам как Бойн или Шэннон. Эти реки тесно связаны с богинями Боанд и Шэннон, которые, как считалось, были частью потока. Такие священные водные источники часто отмечались плодовым или иным особенным деревом, таким как орешник. Люди верили, что стоит испить из такого источника или искупаться в его священной воде и он дарует вам силу из Иного Мира в форме поэтического вдохновения, мудрости или исцеления. Сверхъестественная рыба, особенно лосось или форель, говорят, до сих пор является в глубинах вод тем, кто ищет знамений будущего. Мотив появления волшебной рыбы, возможно, восходит к поверью, что богиня реки или источника может принимать обличие рыбы. Также лосось часто наделялся свойством носить "iomas" – «свет, что освещает», что скорее означает озарение и мудрость, которая приходит от встречи со сверхъестественным, нежели знание, добытое посредством традиционного обучения. В языческой Ирландии колодцы посещали в особые дни года: Имболк – 1 февраля, Балтэнэ – 1 мая, Лунаса – 1 августа, Саунь – 1 ноября. Эти дни были особыми поворотными пунктами кельтского годового колеса, когда врата Иного Мира были открыты. Это особенно актуально для Сауня, когда завеса между мертвыми и живыми была так тонка, что в священных местах можно было увидеть обитателей Иномирья. Элементы дохристианской кельтской религии сохранились в местах священных колодцев, и в практиках, которые проводились там веками. Обзор таких мест, который проводили исследователи Уолтер и Мэри Бреннеман, показывает, что они, как правило, состоят из трех элементов: колодца, источника или другого водного объекта, священного дерева, очень большого и старого, и холма или стоячего камня. Эти элементы играли особую роль в ритуалах, которые проводили паломники, чтобы получить благословения богов. В структуру ритуала практически всегда включался элемент обхода данного места по кругу посолонь — "deiseal". В некоторых местах проводились дополнительные ритуальные действия, в зависимости от особенностей данного места. Например, рядом со многими колодцами расположен камень с углублением в нем. Если углубление достаточно велико, чтобы в нем мог уместиться человек, то оно называется «ложе». В него ложились женщины, мечтающие зачать и родить ребенка. Стоячие же камни терли, чтобы получить благословения. Другой, наиболее распространенный обычай: на священное дерево повязывали клочок одежды или ленту после того, как искупались или испили из источника. Этот обряд служил для того, чтобы болезнь из человека ушла в кусочек ткани, а больной был излечен. В некоторых местах в колодец принято бросать монету или брошку в качестве приношения. Бараний Колодец, Колодец Св. Патрика в Адферте, графство Керри, содержит алтарь с головами «святых», обветшалыми от постоянного трения и ритуально изрезанными для исцеления. У колодца Св. Кьярана в Клонмакнойзе, графство Оффали, стоят три каменные головы, которые положено целовать. У колодца Св. Эрка в Листауэле, графство Керри, находится дохристианский стоячий камень Buaile (молочный камень). Множество христианских церквей было построено возле языческих колодцев и ранняя кельтская церковь использовала их воды для обрядов крещения, пока римская церковь не заменила их на купель внутри здания. В некоторых старых церквях есть подземные часовни или гроты, в которых протекает подземный поток. Это места, близкие к земле и воде – святая святых, сокрытые священные центры. Священные колодцы находятся во всех частях Ирландии, и их краткий перечень приведен в конце статьи. Хотя многие старые колодцы были заброшены, интерес к истории и наследию этих древних мест возрос, и люди теперь стараются их восстановить. В частности одна группа, «The Living Water Workshop», уже нанесла на карту 1 300 священных колодцев и ищет добровольцев, которые смогут помочь в их работе. В этой статье мы ссылались на обычаи, связанные со священными водами Ирландии, как будто бы они являются частью забытой истории. Это не так. До сих пор ирландские католики часто ходят к колодцам, и многие обычаи, например, оставлять лоскутки на ветвях деревьев, до сих пор существуют. И если вы хотите посетить колодец самостоятельно, занесите в ваш маршрут один или несколько колодцев из этого списка. КЛЭР Колодец Св. Бригид – Лисканнор Magh Adhair – Квин Глазной Колодец – Баррен Зубной Колодец – Баррен Колодец Маргарет – Эннис Колодец Св. Августина – Килшанни КОРК Колодец Св. Олана – Aghbullogue Колодец Тобрид – Миллстрит Ballinspittle Inchigeela Воскресный Колодец и Колодец Марии – Уолшестаун Колодец Св. Финбара , Gougane Barra ДОНЕГОЛ Дунский Колодец , Kilmacrennan КЕРРИ Бараний колодец – Адферт Колодец Св. Далина – Баллихейдж Колодец Св. Джона – Дингл Колодец Св. Эрка – Листоуэл Колодец Св. Эойн – Листоуэл Колодец Св. Михаила – Западный Баллимор Женский колодец – Баллихэйдж КИЛДЭР Колодец Эрла – Килдэр Колодец Св. Бригид – Килдэр Колодец Отца Мура – Килдэр МИТ Tober Oglalla – Tulsk Колодец Св. Лассара – Лох Милах Колодец Св. Аттракты – Монастераден СЛАЙГО Tobernault – Слайго Колодец Св. Бригид – Клиффони Колодец Туллаган – Туллаган Колодец Св. Патрика – Дромард Колодец Св. Патрика – Огрис Болото - Каллинс © by Bridget Haggerty перевод Linnen'2009 |
Есть комментарии об инструментах? |