Ведьмы
как
правило
дамы
дотошные,
любят
докапываться
до
кого-нибудь,
чего
-
нибудь,
до
сути
наконец.
Поэтому
увидев
набор
фигурок
-
нэцке
в
витрине
магазина
азиатских
товаров
с
краткой
и
ничего
не
поясняющей
подписью
"старцы",
Ведьма
заинтересовалась
...и
оказалось,
что
статуэтки
ни
что
иное
как
Ситифукудзин
-
семь
японских
божеств
счастья.
Семь
Божеств
назывались
также
Шичи
Фукужин
или
Шичи
Кукужин,
что
значит
Семь
Богов
Счастья.
Эта
небольшая
группа
состояла
из
шести
богов
и
одной
богини
и
вся
эта
компания
плавала
на
корабле
полном
сокровищ,
называвшемся
такарабуне
(Лодка
Сокровищ),
где
были
всякие
всякости
и
разные
разности
-
Шапка
невидимка,
Счастливый
плащ,
Священный
ключ
и
прочие
сказочные
предметы...
В
канун
Сан
-
га
-
нити
(
первые
три
дня
Нового
года),
когда
вся
Япония
украшает
свои
дома,
на
счастье
и
удачу,
Лодка
Счастья
входит
в
порт
и
высаживает
на
берег
Ситифукудзин
-
семь
богов
счастья...Фукурокудзю,
Дайкоку
-
тэн,
Эбису,
Хотей,
Бисямон
-
тэн,
Бэндзай
-
тэн,
Дзюродзина....
Они
готовы
наделить
счастьем
любого
встречного...помочь
даже
с
самой
обыденной
и
будничной
просьбой.
Встретить
их
не
так-то
просто,
ведь
желающих
обрести
счастье
много...
Взрослые
же
ищут
благосклонности
Ситифукудзин
в
рамках
хацумодэ
-
первого
свидания
с
богами
в
новом
году.
Кто-то
идет
в
центральный
храм,
а
кто-то
совершает
мэгури
-
паломничество
по
семи
храмам,
каждый
из
которых
посвящен
одному
из
семи
богов
счастья
(к
радости
паломников,
храмы
обычно
строятся
рядом).
Это
особенно
касается
Эдо,
где
даже
существовал
обычай
ежегодного
паломничества,
которое
осуществлялось
в
первый
месяц
года.
В
каждом
из
храмов
подавали
амадзакэ
-
подслащенное
рисовое
вино
с
плавающими
в
напитке
рисовыми
зернами.,
посетитель
также
мог
поставить
красочную
печать
на
специально
приобретенную
карточку,
которая
таким
образом
сама
становится
талисманом
и
"гарантией"
того,
что
удача
не
оставит
ее
владельца.
Помимо
набора
памятных
печатей,
любой
посетитель
может
приобрести
в
храмах
маленькие
статуэтки
Ситифукудзин
-
порознь
или
всех
вместе
на
маленьком
кораблике.
Такарабунэ
-
корабль
сокровищ
-
нагружен
не
только
золотом
и
рисом,
но
и
мудростью,
и
долголетием,
и
здоровьем,
и
удачей.
Чаще
всего
посетители
храмов
покупают
Такарабунэ,
изображенный
на
гравюре
для
детей,
которые
обычно
кладут
в
новогоднюю
ночь
под
подушку
открытку
с
Лодкой
Счастья
и
ждут
особенных,
счастливых
снов
...
Японцы
уверены
в
том,
что
первый
сон,
приснившийся
в
Новом
году,
является
вещим.
Лучше
всего,
если
во
сне
привидится
гора
Фудзи,
орлы
или
баклажаны.
Это
воспринимается
как
явный
прогноз
счастливого
года.
Те
же,
кому
не
повезет
со
снами,
кому
приснится
что-то
неприятное,
могут
избавиться
от
наваждения,
пустив
поутру
листок
с
изображением
Такарабунэ
в
ручей
или
реку.
Тогда
плохой
сон
-
предвестник
невезения
-
будет
унесен
волнами
далеко
в
море...
ОТКУДА
ВЗЯЛИСЬ
СИТИФУКУДЗИН?
В
период
Токугава
эти
семь
богов
счастья
входили
в
число
наиболее
популярных
божеств
народных
верований
японцев.
Появление
группы
из
семи
богов
обязано
трактованию
буддийской
сутры
"Нинно
хання
кё",
в
которой
говорится,
что
при
правильном
следовании
изложенным
в
сутре
законам
"Семь
несчастий
немедленно
исчезнут,
а
семь
благ
тут
же
явятся".
Культ
Ситифукудзин
процветал
во
времена
Токугава. Время
появления
самого
слова
"ситифукудзин"
неизвестно.
Как
единое
целое
семь
богов
счастья
стали
рассматривать
приблизительно
к
середине
ХVI-
началу
ХVII
в.,
причем
каждый
из
них
был
известен
в
Японии
издревле
и
почитался
как
божество.
В
течение
длительного
времени
состав
Ситифукудзин
варьировался,
в
него
включались
то
одни,
то
другие
боги.
К
середине
XVIII
в.
состав
богов
стабилизировался.
Божества,
вошедшие
в
состав
Ситифукудзин,
в
большинстве
были
заимствованы
из
пантеонов
заморских
религий.
Хотя
богов
обычно
размещают
вместе,
у
каждого
из
них
есть
имя,
атрибуты
и
специализация...
Бисямонтэн
-
страж
севера,
податель
богатства,
бог
войны
и
воинов.
Уже
в
конце
ХV
века
его
изображения
устанавливались
на
"полочке
для
богов"
(камидана).
В
это
время
он
входит
в
состав
Ситифукудзин.
Этому
способствовало
то,
что
его
образ
в
сознании
японцев
соединялся
с
образом
Дайкоку
-
главного
среди
семи
богов
счастья.
Это
слияние
наблюдается
в
иконе
триединого
божества
"Саммэн
Дайкоку"
(Трёхликий
Дайкоку),
названной
так
по
главной
его
ипостаси.
Другой
ипостасью
является
Бисямонтэн.
Иконография
Бисямонтэна
всегда
одинакова:
его
изображают
воином
в
боевых
доспехах
с
трезубцем
или
маленькой
моделью
пагоды
(хото)
"башни
сокровищ"
в
руках,
поскольку
он
является
защитником
буддийских
храмов,
а
также
не
прочь
наделять
всех
хороших
людей
богатствами.
Однако,
как
показывает
практика,
хороших
людей
на
свете
мало,
поэтому
Бисямон
вынужден
часто
уничтожать
свои
подарки.
Бэндзайтэн
(Бэнтэн)
-
японский
вариант
буддийского
женского
божества
из
разряда
дэва,
в
котором
присутствуют
черты
трёх
индийских
богинь:
Махашри,
Лакшми
и
Сарасвати.
Бэндзайтэн
-
божество
воды.
Это
третья
ипостась
Дайкоку
в
иконе
"Трёхликий
Дайкоку",
поэтому
он
попала
в
число
семи
богов
счастья.
По
сравнению
с
другими
богами,
в
нэцкэ
Бэндзайтэн
появляется
сравнительно
редко,
и
обычно
тогда,
когда
изображаются
все
семеро.
Ее
культ
был
известен
еще
в
ХIII
в.,
но
значительное
его
распространение
относится
к
периоду
Камакура
(1185-1333).
Её
изображают
с
лютней
(бива)
в
руках
и
иногда
со
свернувшейся
змеёй
в
высокой
причёске.
Это
связано
с
добуддийским
культом
Белой
Змеи-владычицы
речных
вод.
Бэнтэн
-
богиня
искусства
красноречия,
музыки,
рисования,
литературы,
а
также
мудрости
и
добродетели.
Она
способна
наградить
артиста
вдохновением.
Дайкоку
(Великий
Чёрный)
-
Махакала
индийского
буддизма,
гневное
божество
из
разряда
дэва,
страж
веры.
Изображался
шестируким
и
трёхликим.
Но
в
Японии
он
изображался
в
другом
виде:
в
богатом
охотничьем
костюме,
шапке
с
заломом,
шароварах
и
башмаках.
Здесь
Дайкоку
был
популярен
не
столько
как
страж
веры,
сколько
как
охранитель
домашнего
очага
(здесь
он
выступает
вместе
с
Эбису)
и
бог
счастья.
Его
атрибутами
являются
мешок
с
рисом,
крыса,
и
молоток
счастья,
от
трёхкратного
удара
о
землю
которым
исполняются
любые
желания.
Его
лицо
не
имеет
ничего
общего
с
лицом
китайского
Махакалы.
Это
доброе
улыбающееся
лицо
бога
богатства
и
счастья.
Хотэй
-
("
Смейся
и
толстей",
"холщовый
мешок",
китайское-
Будай)-
легендарный
монах
Ци
Цы,
живший
в
период
Тан
(618-907),
которого
считали
воплощением
Майтрейи-будды
грядущего
мира.
Это
бог
счастья
довольства
и
удачи,
веселый
толстяк
с
мешком,
из
которого
он
награждает
нуждающихся.
Его
пришествие
означало
наступление
эры
гармонии
и
процветания
для
всех
жителей
страны,
богатой
и
беззаботной
жизни.
Он
изображался
в
образе
смеющегося
монаха
с
бочкообразным
животом,
бритой
головой,
удлинёнными
мочками
ушей,
чётками
и
веером.
Живот
для
народов
Востока
-
пристанище
души,
и
пришедший
из
Китая
толстяк
Хотэй-осё
однозначно
связывается
ими
с
душевной
широтой
и
щедростью.
Особое
распространение
образ
Хотэй-осё
получил
в
период
Токугава,
когда
он
стал
одним
из
богов
счастья.
Часто
Хотэя
сопровождает
карако
(
ребёнок).
Фукурокудзю
и
Дзюродзин
-
два
божества
из
семи
богов
счастья
даосского
происхождения.
Фукурокудзю
олицетворяет
Шоу-сина—даосского
бога
долголетия.
Его
атрибутами
являются
посох
со
свитком,
олень
и
ребёнок.
Фукурокудзю
изображают
китайским
отшельником,
умеющим
совершать
чудеса.
Это
лысый
высоколобый
старик
невысокого
роста
с
длинной
седой
бородой.
Иногда
у
него
в
руках
видны
складной
веер
и
свиток,
где
записаны
все
мудрости
мира.
Помимо
мудрости,
Фукурокудзю
может
принести
долголетие
и
благосостояние.
Дзюродзин
также
является
божеством
долголетия,
отчасти
дублирует
Фукурокудзю,
и
очень
на
него
похож.
Атрибуты
его
схожи
с
атрибутами
Фукурокудзю,
он
часто
изображается
с
посохом
и
свитком,
но
череп
его
не
так
сильно
вытянут,
кроме
того
он
изображается
с
покрытой
головой
в
шапочке
ученого.
Дзюродзин
-
еще
один
из
китайских
богов,
способных
наградить
человека
продолжительной
жизнью.
Он
так
же
как
и
Фукурокудзю,
держит
в
руках
свиток,
но
там,
как
предполагается,
записаны
сроки
жизни
всех
людей
и
животных.
По
другим
поверьям,
свиток
содержит
секрет
долгой
и
счастливой
жизни.
Его
обычно
сопровождают
черепаха,
олень
или
журавль
-
существа,
известные
на
Востоке
как
символы
долголетия.
Эбису
-
единственный
персонаж
синтоистского
происхождения
среди
семи
богов
счастья.
Он
занимал
видное
место
в
народных
верованиях
японцев.
Это
божество
древнего
происхождения.
Эбису
выступает
как
горный
бог,
как
бог
рыбаков,
но
чаще
всего
в
паре
с
Дайкоку
он
выступает
как
хранитель
домашнего
очага.
В
нэцкэ
Эбису
изображался
в
высокой
шапке
с
заломом,
с
удочкой
и
рыбой
тай
(морской
карась).Эбису
считают
покровителем
работников
разных
профессий.
В
сельских
районах
его
почитают
как
бога
рисовых
полей,
в
рыбацких
деревнях
-
как
небесного
защитника
рыболовов.
Моряки
полагаются
на
его
помощь
в
плавании.
Купцы
-
на
удачу
в
торговле.
Домохозяйки
не
могут
обойтись
без
помощи
Эбису
на
кухне.
У
нас
ситифукудзин
попадаются
в
основном
в
виде
нэцке
-
нередко
в
нэцкэ
изображались
не
сами
божества,
а
их
атрибуты.
Это
мог
быть
мешок,
крыса
или
молоток
счастья,
принадлежащий
Дайкоку.
В
этих
случаях
атрибуты
как
бы
замещали
божество,
нэцкэ
с
их
изображениями
так
же
имели
благожелательный
характер...
Источники:
Статья
о
нэцке
Владимира
Копайгоренко
(http://mynetske.narod.ru/atcl_n4.htm)
Журнал
"ЯПОНИЯ
СЕГОДНЯ":
"На
встречу
с
семью
богами
счастья"
http://www.japantoday.ru/arch/jurnal/0512/09.shtmlhttp://ec-dejavu.ru/s/Sitifukudzin.html М.
КАВИЦКИЙ
15
декабря
2005
г.http://www.godsbay.ru/orient/sitifukujin.html
Если
вы
нашли
неточности
в
этой
статье,
напишите
мне.
Ведьма.