Rambler's Top100

   ВЕДЬМИНА ШКАТУЛКА  ВЕДЬМИН КОТИК    ВЕДЬМИНА КУХНЯ   ВЕДЬМИНЫ ПАУЧКИ  ВЕДЬМЫ В ИСТОРИИ ВЕДЬМИН ЧУЛАНЧИК 
 ВЕДЬМИНА БИБЛИОТЕКА  ВЕДЬ МИН ПАТЕФОН    ВЕДЬМИНА ГАЛЕРЕЯ  ВЕДЬМИНЫ СОСЕДИ  ВЕДЬМИНЫ ТОВАРКИ ВЕДЬМИНА КРАСОТА ВЕДЬМИН СИНЕМАТОГРАФ 

(1)

БРИГИД - БОГИНЯ ПОЭТОВ, МАСТЕРОВ И ВДОХНОВЛЕННЫХ СЕРДЕЦ

Изображение Бригитты (1) - Susan Seddon Boulet, (2) - Laura Ramie, (3,4,5) - Helen Mask, (7) Michelle Phelan, (9) карта из Druid Plant Oracle и как водится из открытых источников в Интернете :)))
Материалы взяты у Shellir, Анны Блейз и из группы Slua Si Юрия Андрейчука.
ЗЫ: Хорошая англоязычная статья здесь. И вот здесь.

Бригид, Бригитта, Брида, Мария Ирландцев, покровительница поэтов, ткачей и женщина-кузнец амбивалентна. Кто же она - языческая богиня или христианская святая, или может быть покровительница земли и людей Ирландии. Или она все сразу?

Новое: Благословение Бригитты (в переводе Анны Блейз), статья Юрия Андрейчука

    Blessed Woman come to me
Woman of the Fires,
Woman of Poetry
Blessed Woman come to me
Woman of Healing,
Woman of Skillful Means
Blessed woman of the land
Guide my heart and guide my hand
Blessed Woman of the streams
Guide my soul and guide my dreams
Blessed Woman of the hills
Heal all wounds and heal all ills
Blessed Woman of the flame
Awaken me to renew again.


Lisa Thiel, Song to Brigid (
песня Бригитте - Лиза Тиэль)

Госпожа моя, дева Бригита,
возжигающая огни,
в нашу тьму, в нашу стылую полночь
загляни.

Пусть прольются молочные реки,
пусть затеплится в доме свеча,
пусть ягнята, рожденные ночью,
закричат.

Бубенцы разольются широко,
разойдется холодный туман.
Под рукою твоей благодатной
запоет золотая свирель.
Сгинут в пламени, чистом и ярком,
и война, и зима, и чума.
Корабли возвратятся из дальних
земель.

Госпожа моя, дева Бригита,
наковальня звенит до утра.
Встанут звезды над полем рассветным
из чистейшего серебра,
и закружится в утреннем небе,
завращает лучами окрест
изгоняющий нежить и нечисть,
твой веселый соломенный крест.

Госпожа моя, дева Бригита,
возжигающая огни,
Нас зеленым крылом победы
осени!

Тикки Шельен (с) 2023

БРИГИД, БРИДА, БРИГИТТА
Статья - Shellir, ведущей проекта "Огам" написана ей для журнала "Ведьмин котел" и взята для сайта с их разрешения.


Имболк, праздник начала февраля, праздник, обозначающий начало поворота от зимы к весне, часто связывают с именем Бригитты, или Бригг – одной из известнейших ирландских богинь. Она происходила из Туата де Даннан, Племён богини Дану, то есть из волшебного народа, из ши (sidhe).

Бригитта была одной из важнейших богинь кельтского мира, и она почиталась не только на территории Ирландии, но и у других кельтских племен, как на островах, так и на континенте – только называли ее чуть по-разному: шотландцы звали эту богиню Бриг или Брайд, валлийцы – Фрайд, англы – Бригантией, на континенте ее имя могло звучать как Брага или Брагуза, или же как Брегенц. Сейчас считается, что корень ее имени восходит к санскритскому корню bharati – «высокая», «превосходящая», «возвышающаяся», но раньше ее имя трактовали немного иначе – например, в «Глоссарии Кормака» - одном из средневековых ирландских манускриптов – говорится, что имя ее происходит от Breo Saighead – «огненная стрела». Впрочем, божественным функциям Бригитты соответствует и первый, и второй смысл имени.

 

В ирландских текстах Бригитту называют дочерью Дагды (хотя иногда она упоминается как его сестра), и, таким образом она является сестрой известнейших персонажей ирландского мифа, таких как Энгус мак Ок (бог юности и юношеской силы), Мидир – король Иного Мира, Бодб Дерг – правитель южных сидов и юга вообще, Кермат Медоуст – поэт и воин, которого нередко отождествляют с Огмой, изобретателем Огама – тайной ирландской друидической письменности.

Упоминается Бригитта и как супруга Бреса мак Элатана, который некоторое время был королем Туата де Даннан, - этот брачный союз был заключен для закрепления мирного договора, - и даже родила от него сына, Руадана, который позже погиб во время войн между двумя волшебными народами – детьми Дану и фоморами.

 (2)

Бригитту почитают как тройственную богиню, но даже сейчас три ее лика не связаны с разными возрастами (дева – женщина – старуха), а просто отвечают за разные сферы ее деятельности, причём иногда даже считалось, что существуют не одна трехликая Бригитта, а три богини-близнеца, носящие одно и то же имя. Впрочем, как и у большинства древних божеств, функций у нее куда больше, чем три. Бригитта покровительствует поэзии, кузнечному делу, искусствам и ремёслам, является богиней зерна (любых семян и зерна) и домашних животных, огня, рассвета и весны (как начала светлого времени), животворящих сил природы и всего высокого, возвышенного – например, вершин гор и холмов, высокого пламени, высоко стоящих укреплений и крепостей, а также высокой мудрости и высокого вдохновения, высочайшего мастерства, и всего приходящего свыше: небесного вдохновения, друидического знания, мистических опытов и откровений.  У разных племен ведущими могли быть разные ее функции, но почти всегда выделялись какие-то три основные. Везде Бригитту считали связанной с огнем (причем с огнем как в прямом, так и в переносном смысле этого слова), и эта связь сохранилась даже тогда, когда языческая богиня Бригитта перекочевала в христианский пантеон и превратилась в святую Бригитту, покровительницу Ирландии.

 

(3,4,5)

В наше время Бригитту почитают как «богиню трех огней».

Первый огонь Бригитты – это огонь кузнечного горна, огонь созидания, это огонь ремесел и искусств, и тут подразумевается и огонь, как он есть – тот огонь, на котором плавится металл или обжигается глина, - и творческий огонь, позволяющий мастерам достигать вершин в своем мастерстве и создавать прекрасные предметы искусства.

Бригитта действительно покровительствовала всем делам и ремеслам, особенно тем, что были связаны с домашним хозяйством. Её считали покровительницей любой работы с металлами (от железа до золота), прядения и ткачества, окрашивания тканей, пивоварения, сбивания масла и изготовления сыров и многих других важных домашних дел. Как это часто бывает в случае божеств (или святых), покровительствующих ремеслам, в дни, посвященные Бригитте было запрещено заниматься теми делами, которым она покровительствует – прясть, ткать и красить нити или ткани, разводить огонь в кузне, входить в сыродельню, пахать и рыхлить землю и выполнять работы, связанные с верчением колеса (сюда автоматически попадают перевозки, мельницы, прялки, поворотные маслобойки). Кроме всего этого, Бригитта покровительствовал домашним животным – даже в мифе говорится, что сама Бригитта владела многими чудесными зверями: был у нее великий волшебный кабан Турх Труйт, король и праотец всех кабанов, были у нее два чудесных быка Фе и Мен, и король всех баранов Кирб, и Бригитта следила за тем, чтобы с домашними животными должным образом обращались, а ее, в свою очередь, просили о хорошем приплоде и здоровье животных.

Второй огонь Бригитты – огонь сердца, который не позволяет нашим душам охладеть ко всему происходящему в мире. Это огонь помощи, огонь целительства и огонь благословения. В этой функции Бригитта сближается с Эйрмид, дочерью величайшего целителя Туата де Даннан – Диан Кехта, которая первой вырастила целебные травы и стала их использовать. К Бригитте тоже обращались как к целительнице, а кроме того, травническое мастерство – это тоже искусство, так что Бриг покровительствует и ему тоже. Огонь этой ипостаси это и огонь души, который не позволяет нам оставить без помощи того, кто в ней нуждается, и тот огонь, на котором кипятят повязки и заваривают травы. Исцеление, которое приносит Бригитта, может быть и физическим, и духовным.

(источник св. Бригитты в Килдаре)

Кроме того, Бригитту почитали как хозяйку целебных источников (тех вод, которых коснулось ее высокое пламя), и у источников и ручьев ей приносились жертвы.

(6)

Третий огонь Бригитты – это высокий огонь вдохновения, огонь поэтов, который позволяет духу парить, а самим поэтам создавать наилучшие свои произведения.

Бригитта была связана со Словом, словом звучащим, которое в кельтской культуре, где почти не использовалась письменность, было основой друидического обучения. Цепочка друидического посвящения начиналась с барда, с осваивания стихосложения и поэтических приёмов, продолжалась филидами (знатоками мифов и легенд) и брегонами (знатоками законов), а далее – собственно друидами (которые тоже не были однородны, и занимались разными вещами в силу природных склонностей и личного выбора), так что Бригитта почиталась всеми ими, хотя считается, что бардами, филидами и брегонами в большей степени. Слово тут – носитель божественной, потусторонней искры вдохновения, - того чистого «пламени», которое охватывает порой головы наилучших из мужей.

В Ирландской поэме «Котёл поэзии» Бригитту называют хозяйкой источника мудрости, откуда приходит «высшее вдохновение», «откровение вершин деревьев», и барды обращались к Бригитте, чтобы она позволила им испытывать это состояние, рождающее наилучшие поэтические творения.

 (7)

Кроме всего вышеперечисленного, Бригитта связывалась с плодоносящими силами природы, с энергией жизни, света, тепла, со способностью растений идти в рост – от одного прикосновения приходящей с весенним солнцем Бригитты начинают зеленеть и цвести голые ветки, и часто говорится, что она «накидывает свой зеленый плащ на землю». Там же, где климат не столь мягок, и брошенный на землю «зеленый плащ богини» упорно заметает снегом в начале февраля, Бригитту связывали со способностью людей и животных зачинать и рожать, с силой продолжить свой род, с изобилием молока – как у женщин, так и у животных, со способностью накормить и благословить многих своим молоком или своим поцелуем. Бригитта при этом нередко представляется девой, но при этом изобильной молоком, но это не редкость для индоевропейского мифа; такой, например, была Артемида Многогрудая, воплощающая в себе как совершенную божественную чистоту, целомудрие и девическую силу, так и способность напитать и благословить любое количество тех, кто нуждается в пище.

Бригитту как правило связывали еще и с чистотой, как с чистотой тела, так и с чистотой помыслов и чувств, и дни, посвященные ей, считались очень плохими для зачатия, но отличными для рождения – считалось, что такие дети рождаются с благословением богини. Бригитту, кстати, почитали и как родовспомогательницу (причем как у людей, так и у животных), а кроме того, как хранительницу супружеской верности.

 (8)

То, как популярна была Бригитта у кельтов в языческий период, привело к тому, что Бригитта попала в христианский пантеон, причем даже дважды: как Святая Бригитта Ирландская (Килдарская) и как Святая Брига, дева Килбрадйская.

Бригитта Ирландская – одна из самых популярных ирландских святых, сейчас она считается покровительницей и хранительницей Ирландии, но несмотря на это в ней легко угадываются черты дочери туата Дагды – бога изобилия и подателя благ. Ее христианские атрибуты, большая часть которых так или иначе связана с огнем, с полной определенностью указывают на ее языческое происхождение. Например, Святая Бригитта родилась на восходе, в тот момент, когда солнечные лучи показались из-за горизонта; в доме, в котором она родилась, сразу же вспыхнул настолько грозный пожар, что его языки достигли неба, но девочка осталась в огне невредимой; если святая не набрасывала на голову покрывало, из ее головы исходил огненный столб; дыхание ее воскрешало мертвых, и она владела даром «неистощимого сосуда», в котором легко угадывается кельтский котёл изобилия.

 (9)

В ее собственном центре почитания – в монастыре в Килдаре, - на алтаре  никогда не гасло священное пламя. Однажды за всю историю существования монастыря, в XIII в., пламя по недосмотру погасло, и монахини сразу стали пытаться зажечь огонь заново – но священный чистый огонь Бригитты нельзя было раздувать нечистым человеческим дыханием. Девятнадцать ночей монахини пытались раздуть пламя, а на двадцатую ночь пламя вспыхнуло само и разгорелось чудесным образом. С тех пор оно постоянно поддерживалось вплоть до самого закрытия монастыря в шестнадцатом веке: насельницы монастыря наотрез отказались принять мужчину-настоятеля, и тогда пламя Бригитты было потушено, а сам монастырь прекратил своё существование. Девятнадцать (и один) с тех пор считается священным числом Бригитты, и часто фигурирует в современных ритуалах в ее честь, например, в обрядах цепочки огней Бригитты, где в течение 19 дней участницы хранят и передают друг другу пламя, чтобы  на двадцатый день Бригитта явилась в мир сама как божественное благословляющее пламя двадцатого дня.

 

© Shellir (Наталья Никольская) – проект Огам (https://vk.com/ogham)

Написано в январе 2017

Специально для журнала Ведьмин Котёл (https://www.witchcauldron.ru/)

 

БЛАГОСЛОВЕНИЕ БРИГИТТЫ

Три варианта шотландского народного заговора (из собрания А. Кармайкла «Carmina Gadelica») и современная языческая (дехристианизированная) адаптация.по ссылке: http://celtic.thesaurusdeorum.com/brigidprayers
Перевод: Анна
Блейз (с)

Илл: Neisha Allen's Offerings (отсюда)

  См. также: http://celtic.thesaurusdeorum.com/brigidprayers
Вариант под названием «Благословение Бригиты» (№264) из собрания Кармайкла:
Брида — дочь Дугала Донна [Темновласого],
Сына Эйда, сына Арта, сына Конна,
Сына Крерара, сына Киса, сына Карина, сына Каррона.
В тот день и в ту ночь,
Когда я прочту сие Родословье Бригиты,
Я не буду убит,
Я не буду заколот мечом,
Я не буду посажен в темницу,
Я не буду зарублен,
Я не буду раздавлен,
Я не буду замучен,
Я не буду изранен,
Я не буду растерзан,
Я не стану слепым,
Не останусь нагим,
Не останусь лежать без крова,
И Христос меня не покинет.
Огонь меня не сожжет,
Солнце не опалит,
Луна не выпьет румянец.
Вода меня не утопит,
Река меня не утопит,
Морская волна не утопит.
Не унесут меня духи из сонма сидов,
Не унесут меня духи из войска ветров,
Ни одно порожденье земли меня не погубит.
Ночью и днем я — под защитой
Доброй Бригиты,
Я — под рукою пестуньи Девы Марии:
Поутру, ввечеру во всякое время,
И в ясный день, и в ночную темень.
Бригита — подруга моя,
Бригита — певица моя,
Бригита — подмога моя,
Лучшая среди жен, избранная моя,
Наставница на пути:
Лучшая среди всех, избранная из всех, [?] из всех, та, что мудрее всех.
*******
Другие варианты по ссылке: http://celtic.thesaurusdeorum.com/brigidprayers
Перевод: Анна Блейз (с)

 

1 февраля - день святой Бригиты.
(c) Юрий Андрейчук, Slua Si
Святая Бригита,
Мария ирландцев.
Укрой нас своим плащом.

Святая Бригита,
Сердце праздника
Направь нас
Верным путём

Святая Бригита,
Милостивая, милосердная
От врага нашего
Защити нас

Святая Бригита,
Монахиня прекрасная,
В час смерти нашей
Призови нас.


Св. Бригита (450? - 525?) - St.Brigid, St.Brigit, St.Bride
Покровительница новорожденных, кузнецов, коров и доярок, Ирландии, повитух, поэтов, моряков, ученых и путешественников.

Когда речь заходит о Св.Бригите и ее земном пути, оказывается, что граница разделающая реальность и миф, факт и вымысел весьма размыта, если она вообще существует. Хотя Св.Бригита возможно самая известная из всех ирландских святых после Св.Патрика, исторические данные о ней чрезвычайно скудны, а достоверные документы практически отсутствуют. Официальное житие Святой было записано спустя более ста лет после ее смерти и представляло собой в основном перечисление многочисленных чудес, которые сопровождали Бригиту на протяжении всего ее земного существования.

Нет единого мнения о дате рождения Св.Бригиты. Разные источники называют разные года: 450, 452, 453, 457... По одной версии считается, что место ее рождения находится на территории современного графства Килдар (Co.Kildare), по другой - в графстве Лаут (Co.Louth). Зато завидное единодушие демонстрируют все легенды и жизнеописания, в том, что касается ее отца. Им был благородный Дубтах (Dubtach, Dubhthach), предводитель одного из местных кланов. Насчет матери тон не такой уверенный. По самой распространенной версии Брокшах (Brocseach, Brocca) была рабыней в доме Дубтаха, хотя в благородстве происхождения некоторые ей не отказывают тоже. Считается также, что она была христианкой, крещенной самим Св.Патриком.

Дальнейшие события излагаются в соответствии с версией о рабском положении матери Бригиты при дворе правителя....

Итак, жена правителя, узнав о беременности рабыни и о причастности к этому самого Дубтаха, произошедшего, естественно, не одобрила, а потребовала немедленно удалить несчастную соблазненную женщину. Что и было сделано самым простым способом: Дубтах избавился от матери своего будущего ребенка, продав ее (или подарив) какому-то поэту, который в то время гостил у него при дворе, прославляя на пирах силу и мужество благородного вождя. Этот поэт впоследтсвии перепродал Брокшах друиду (нерожденный ребенок частью сделки, вроде бы, не был). Таким образом спустя некоторое время в доме друида родилась та, которой было суждено стать самой почитаемой святой в Ирландии...

Чудеса вокруг Бригиты начали происходить с первых дней ее жизни. Так, вскоре после рождения девочки ее мать отправилась доить коров (рабыня, все-таки), оставив девочку в доме одну. Издали соседи заметили, что весь дом охвачен пламенем. Но когда они прибежали тушить пожар, огонь чудесным образом исчез. Это событие было воспринято как первое свидетельство того, что Бригита преисполнена Святым Духом.

До десятилетнего возраста Бригита воспитывалась в доме друида, а затем вернулась к своему настоящему отцу. Возможно, к тому времени его ревнивая жена уже умерла, может быть просто неприятные события давно минувших дней стерлись из памяти, а что осталось - то быльем поросло, в общем Дубтах решил взять на себя исполнение отцовского долга. Но его ждало горькое разочарование, и вспыхнувшие было в нем нежные чувства к дочери (если они вообще имелись) быстро угасли. Дело в том, что Бригита была очень щедрым ребенком. Щедрость вообще, несмотря на то, что качество это достаточно редкое, назвать чудом все-таки нельзя. Но та щедрость, которую Св.Бригита проявляла с раннего детства, уже попадает в разряд чудес. (по-крайней мере, с точки зрения одариваемых). Так рассказывают, что однажды она раздала людям весь запас масла своей матери. К счастью, в дальнейшем ее молитвы были услышаны (ведь девочка вовсе не хотела расстраивать бедную женщину), и запасы чудесным образом восстановились. Она отдавала свою обувь, оставаясь босой, она снимала с себя плащ, чтобы согреть другого. Попав в богатый дом своего отца, Бригита обнаружила там широкие возможности для своей благотворительной деятельности. Чем и не замедлила воспользоваться. Она принялась раздавать голодным все, что могла отыскать на кухне или в кладовых отца, а нуждающимся - все, что можно было вынести из покоев его дома. Даже меч Дубтаха она отдала какому-то прокаженному. Домашние, правда ее энтузиазма не разделяли, они в большинстве своем пребывали еще во мраке язычества. Но зато именно благодаря своей наивной и бескорыстной щедрости Бригита получила свободу - ее отец больше не мог терпеть разорения , учиняемого в его хозяйстве доброй девушкой. Говорят, Дубтах не возражал, когда Бригита объявила ему о своем намерении принять постриг.

По другой версии, Дубтах, доведенный до белого каления действиями Бригиты, отвез ее к Королю. Там он хотел избавиться от дочери тем же способом, каким ранее он избавился от ее матери. Но король, побеседовав с Бригитой, был очень тронут глубиной ее веры и предложил ей посвятить себя церкви. Это решение с удовлетворением было воспринято всеми сторонами...

Есть еще одна легенда, относящаяся к периоду пребывания Св.Бригиты в доме своего отца. Дубтах очень хотел выдать дочь замуж (тоже неплохой способ избавить свой дом от нежелательного домочадца). А поскольку Бригита славилась не только своей феноменальной щедростью, но и необыкновенной красотой, недостатка в желающих попытать счастья не было. Но мысли о собственном домашнем очаге девушку не согревали, и она категорически отвергала всех претендентов. В этом столкновении двух характеров никто не хотел уступать. Дубтах в представлении все новых и новых кандидатов проявлял упорство, достойное кельта. Настойчивые попытки выдать ее замуж подвергли суровому испытанию кротость и смирение будущей святой. В концов концов доведенная до отчаяния Бригита стала возносить Господу молитвы об избавлении ее от супружества и о лишении ее с этой целью красоты. И Господь внял столь необычной просьбе, исходящей из уст одной из прекраснейших девушек Ирландии. Красота чудесным образом покинула Бригиту, а вместе с исчезнувшей красотой исчезли и соискатели ее руки. На этот раз Дубтах проявил мудрость, достойную правителя, отказавшись тягаться с дочерью и Проведением... (Утешьтесь, те кого опечалила судьба Бригиты, ибо ее красота снова вернулась к ней, как только она постриглась в монахини. Ведь это была не обыкновенная девушка !).

Но какова бы ни была предыстория принятия Св.Бригитой монашества, а в один прекрасный день она вместе с семью другими девушками, облаченными в белые одеяния, предстала перед Св.Мелом епископом Лонгфорда (St.Mel, bishop of Longford) и произнесла свой монашеский обет. Говорят, он по ошибке (но не без вмешательства Божественного Проведения) рукоположил ее в епископы.

Приняв постриг, Бригита стала подыскивать землю для будущего монастыря. Она обратилась с просьбой к королю Лейнстера, чтобы он выделил ей всего лишь столько земли для общины, сколько она накроет своим плащом. Он радостно пообещал исполнить ее просьбу, ни мало не задумавшись в чем же здесь подвох. (видно не часто ему приходилось до этого иметь дело со святыми). Когда дело дошло до выделения требуемого участка, плащ Св. Бригиты чудесным образом покрыл весь Куррах (Curragh, Co.Kildare), огромный луг, известный проводимыми там и тогда и теперь скачками.

Основанный в Килдаре монастырь стал первой в Ирландии женской монашеской общиной. Постепенно он превратился в центр образования и учености и еще при жизни СВ.Бригиты занял особое привелегированное место в Ирландской Церкви.

Сама Св.Бригита странствовала на колеснице по всей Ирландии и несла людям благую весть, продолжая начатое Св.Патриком обращение язычников (сведения о возможности их личной встречи отсутствуют). Легенды утверждают, что все, к чему прикасалась Святая, возрастало (в качестве) и умножалось (в количестве) - будь это, овцы, за которыми она ухаживала, или пища, которой она насыщала голодных. Она излечивала немощных одной молитвой или каплей собственной крови. Подобных чудесных исцелений Св.Бригите приписывают множество: она возвращала здоровье прокаженным и отверзала уста немым. Существуют истории о превращении ею воды в пиво и камней в соль. Она общалась с животными, ходатайствовала о пленных, добивалась милости к осужденным.

Она видела красоту и совершенство в любом творении Бога. Среди ее добродетелей были благородство и щедрость, умение любить и умение сострадать.

Считается, что после смерти (в 523, 524 или 525) ее останки были перевезены в Даунпатрик (Downpatrick), и она были похоронена рядом со Св.Патриком и Св.Колумбой.

Дискуссия о том, существовала ли Св.Бригита в действительности, или легенды о ней были созданы Католической Церковью с целью обращения кельтов в христианство, не прекращается до сих пор. В VI веке Папа Грегорий I советовал Св.Августину обращать Англию не силой, разрушая языческие капища и объявляя местных божеств демонами, но мягкостью, давая языческим традициям новое христианское толкование. В Ирландии христианство также не вытесняло язычество, а накладывалось на местные кельтские верования и суеверия. Места и объекты языческого поклонения вскоре стали почитаться Христаинской Церковью, языческие празднества стали частью нового культа. Так, днем Св.Бригиты стало 1 февраля, канун Имболга (Imbolg, Imbolc) - языческого праздника весны, а имя самой Бригиты перекликается с именем языческого женского божества Бригид (Brighid), которому и был посвящен Имболг. Аналогии напрашиваются не только из-за созвучия имен. Христианская Святая "унаследовала" и часть атрибутов кельтской богини: способность исцелять, ученость, поэтический дар... Многое указывает на то, что место в Килдаре, где Св.Бригитой был основан монастырь, раньше было языческим святилищем (кстати, название Килдар означает "церковь дуба"). В самом монастыре в кольце деревьев двадцатью монахинями на протяжении веков поддерживался священный огонь, и не один мужчина не имел права войти в этот круг. О тесной связи христианской Святой с друидической традицией указывает и то, что по легенде Св.Бригита родилась и некоторое время воспитывалась в доме друида. А рождение на пороге (не в доме, но и не вне дома) или вскармливание молоком белых красноухих коров свидетельствует в ирландской мифологии о принадлежности потустороннему миру.

Была ли Св.Бригита историческим лицом или изобретением Церкви мы, пожалуй, никогда не узнаем, но как бы там ни было, а она до сих пор среди святых покровителей Ирландии по популярности уступает только Св.Патрику. Кстати, ее влияние не ограничивалось только Ирландией. Она была известна в Европе как Гэльская Мария (Mary of the Gael), а средневековые рыцари избрали ее своей покровительницей. Во всем Католическом мире ее чтут как образец истинного монашеского служения. В Пьяченце (Италия), Лумьере (Португалия), Брюгге (Бельгия) есть церкви, посвященные Св.Бригите. В Англии таких церквей 19, среди них старейшая лондонская церковь Св.Бригиты на Флит стрит (St.Bride's on Fleet Street). Символом Св.Бригиты в иконографии является зажженная лампа или свеча, часто она изображается с коровой, лежащей у ее ног, или гусями.

А традиционным ирландским приветствием стало
"Brid agus Muire dhaoibh" - "Пусть Бригита и Мария будут с вами"

(c) Юрий Андрейчук, Slua Si

 

PS: И вот одна прекрасная история: Однажды блаженным сладостным вечером сидела святая Бригита в монастыре у окна по одну сторону. А по другую, прямо напротив неё была монахиня, которая всё время проводила в трудах и возделывала сад, только она была совсем слепая, вот беда-то, спаси Господи! И вот, смотрела святая Бригита на цветы, на всю эту красоту, на природу, а сердце её таяло от жалости к слепой монахине, что была не в силах узреть этот прекрасный вид. И начала она горячо молиться Богу, чтоб тот вернул монахине зрение, и дабы увидела она наконец всю эту красоту, и природу, и цветы, что до тех пор видела только в воображении. А молитвы святой Бригиты всегда бывали такими сердечными и горячими, что не мог Господь их не услышать. Вот прозрела монахиня, и стала смотреть то туда, то сюда. И тогда сказала ей святая Бригита: - Взгляни, разве не прекрасны в самом деле этот вид и всё, что ты теперь видишь? - О да, - сказала монахиня, и я воистину тебе благодарна, но по мне лучше тот вид, что был раньше. И с этими словами ослепла снова.

Но хоть Бригид и приносит с собой весну, бывает по факту всякое.

И опять же, какая Ирландия без песен?
 

 

Есть дополнения. Пишите.

Ведьма


Вернуться к Главной Ведьме

Rambler's Top100 HotLog Top Magya.ru - вся Магия Женский портал, женский каталог, все для женщин! Palantir